По данным телефонного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, свыше двух третей жителей РФ участвует в экологических акциях. Опрос проводился в конце марта в 500 городах и поселках городского типа и 100 селах.
«Самая частая форма вовлечения — это благоустройство территорий, уборка мусора, субботники. 72% опрошенных сказали, что за последний год или два безвозмездно и не в рамках помощи членам своей семьи или близким родственникам участвовали в этой деятельности», — заявил на пресс-конференции в ТАСС, посвященной развитию корпоративного волонтерства, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. 51% россиян перечисляли деньги нуждающимся, а треть направляла средства в благотворительные фонды и организации. 47% участвовали в сборе пожертвований и расценивают это как волонтерскую активность.
28% жителей страны бесплатно оказывали профессиональные услуги нуждающимся; 22% участвовали в благотворительных культурных мероприятиях; 19% занимались просветительской деятельностью; 18% ездили в детские дома и дома престарелых или участвовали в других мероприятиях, предполагающих личное общение.
«Политическое волонтерство — самая редкая форма общественной активности. В нем участвовали только 6% опрошенных — в митингах, демонстрациях и других мероприятиях, направленных на привлечение внимание к проблеме», — уточнил Федоров.
Половина россиян присоединяется к волонтерским проектам по личной инициативе, 21% действует «за кампанию», а 15% приходят через корпоративные программы. При этом только 3% граждан хорошо знакомы с понятием корпоративного волонтерства, а две трети ничего о нем не слышали.
По словам экспертов Национального совета по корпоративному волонтерству, «к Году добровольца в России бизнес приготовил масштабную программу социальных проектов, в которой примут участие около 5 млн корпоративных волонтеров».
Самая активная возрастная группа среди них — 25-34 года. Как пояснил Валерий Федоров, это молодые люди, которые закончили вузы, поступили на работу, а может быть, уже успели одну сменить. В этой группе — наибольшее число участников корпоративных волонтерских мероприятий: 19%, что выше средней цифры в 15%.
«Отталкиваясь от данных ВЦИОМ, я хочу уточнить, кто такой корпоративный волонтер, — это женщина от 25 до 45 лет. Они наиболее активны и составляют ядро...», — отметил председатель Национального совета по корпоративному волонтерству Рустам Закиев.
Он уточнил, что совет появился три года назад, и за это время в него вошло более 30 компаний. По оценкам Закиева, в будущем за аналогичный срок их число может вырасти до 60. Эксперт отметил, что корпоративное волонтерство — хорошо структурированная сфера деятельности. Поэтому принимать участие просто.
«Бизнес развивает волонтерство, чтобы сотрудники могли реализовать свой потенциал и чтобы уберечь их от выгорания», — добавил Закиев.
Ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок отметила, что до конца 2018 года специалисты вуза подготовят методические указания по проведению волонтерских корпоративных мероприятий.
Руководитель дирекции по проведению Года добровольца в РФ Ксения Разуваева заявила, что в 2017 году через Фонд президентских грантов было распределено более 1,5 млрд руб. на волонтерские проекты. Разуваева предполагает, что в 2018 году на эти цели потратят не меньшую сумму. Также выделены средства на поддержку грантового фонда Федерального агентства по делам молодежи — около 500 тыс. руб. из них получат добровольческие инициативы. По словам Разуваевой, количество центров волонтерства на базе вузов вырастет со 170 до 350. В 2,5 раза увеличится число ресурсных центров по развитию добровольчества. Они уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, а новые откроют в Приморском крае, Красноярске, Челябинской области. Разуваева также пообещала активное развитие ресурса «Добровольцы России». Через эту онлайн-площадку в волонтерскую деятельность будет вовлечено около 200 тыс. человек.
Автор
Наталья Парамонова