Ученые: LED-лампы увеличивают световое загрязнение

Увеличивающаяся освещенность планеты негативно влияет на здоровье людей и животных

Популярность светодиодных ламп стимулирует увеличение светового загрязнения во всем мире, что имеет негативные последствия для здоровья людей и животных. К такому выводу пришли авторы нового исследования, опубликованного в журнале Science Advances, пишет агентство France Presse. Исследование основано на спутниковых данных, показывающих, что ночью планета становится ярче, а площадь искусственно освещенных наружных поверхностей росла со скоростью 2,2% в год в период с 2012 по 2016 гг.

В исследовании применялся первый в мире радиометр, разработанный специально для ночного освещения — Visible/Infrared Imager Radiometer Suite (VIIRS). Его установили на спутнике Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), который находится на орбите с 2011 г. Исследователи анализировали ночные огни в течение нескольких лет каждый октябрь, чтобы избежать искажения за счет праздничной иллюминации.

За некоторыми исключениями рост освещения наблюдался по всей Южной Америке, в странах Африки и Азии. Снижение было редким, однако оно наблюдалось в регионах, находящихся в состоянии войны, таких как Сирия и Йемен. Некоторые из самых освещенных районов мира, включая Италию, Нидерланды, Испанию и США, были относительно стабильными. Исследователи предупредили, что данные, вероятно, занижены, так как прибор не способен воспринимать синюю часть спектра — цвет, который излучают многие светодиоды.

Как отмечает AFP, ночное освещение нарушает биологические часы и повышают риск развития рака, диабета и депрессии. Освещение может приводить даже к смерти животных, так как свет привлекает насекомых или дезориентирует мигрирующих птиц или морских черепах.

Парадокс Джевонса

Ежегодно из-за негативного влияния светового загрязнения на природу, здоровье и другие сферы тратится около $7 млрд. Оно также мешает астрономам, так как искусственный свет затмевает звезды. Проблема здесь не столько в самих светодиодах, так как они более энергоэффективны, чем другое освещение, а в стремлении людей установить все больше источников света, отметил ведущий автор исследования, физик из Немецкого исследовательского центра наук о Земле Крис Киба.

Таким образом, вся выгода от энергосбережения теряется, так как человек старается осветить все больше площадей. Это явление ученые называют эффект Джевонса, или парадокс Джевонса, когда эффективность использования ресурса может увеличить объем его потребления. То же самое происходит, когда люди покупают автомобиль, который требует меньше топлива, а затем решают чаще ездить на нем или специально удлиняют свои поездки.

Среди решений, которые предлагают эксперты: использование светильников с меньшей интенсивностью, выключение света, когда люди покидают территорию, а также выбор в пользу янтарных, а не синих или фиолетовых светодиодов, поскольку последние считаются самыми вредными для животных и людей.

Авторы исследования также отмечают важность проверки устоявшихся предположений, например, о том, что ночные огни делают мир более безопасным. «Нет убедительных доказательств того, что дополнительный свет уменьшает преступность. На самом деле есть некоторые свидетельства того, что дополнительные огни повышают преступность, потому что преступники могут видеть, что они делают», — заявил доцент Школы архитектуры Университета Южной Калифорнии Трэвис Лонгкор.