Президент Фонда «Русь» Виктория Крисько и директор по коммуникации Анна Алиева-Хрусталева рассказали +1, как организовать продовольственный марафон и гарантированно доставить еду нуждающимся.
— В августе сразу в двух городах, Хабаровске и Москве, прошли продовольственные марафоны «Корзина доброты». Расскажите об этом формате.
— Анна: В ходе марафона мы предлагаем покупателям магазинов сетей наших партнеров («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Дикси», «Билла») принять участие в сборе продуктов для нуждающихся. Все очень просто: люди могут купить еду и положить ее в специальную корзину за кассами на выходе. Мы стараемся, чтобы все посетители были осведомлены об акции. Для этого два-три волонтера в зале раздают листовки, рассказывают о марафоне и предлагают людям пожертвовать продукты. Как правило, сборы длятся три—четыре дня, в последние дни недели в часы высокого трафика посетителей.
— Ассортимент продовольственных магазинов сейчас огромен. Абсолютно любой продукт можно положить в корзину или есть ограничения?
— Анна: Принимаются продукты с длительным сроком хранения — крупы, макароны, консервы, печенье, растительное масло. Из них мы формируем наборы по 5 кг. Часто люди несут яблоки или бананы, но их мы не берем. Пробуют дать денег — тоже отказываемся. Чего и сколько положить в корзину — решают сами покупатели.
— Обязательно ли покупать еду, чтобы сделать пожертвование? Можно ли принести «лишнюю» пачку гречки из дома, если срок годности не истек и упаковка цела?
— Анна: Торговые сети вместе с фондом несут ответственность за те продукты, что собираются в магазинах. Марафоны призваны упростить процесс и соблюсти правила безопасности: пришел в гипермаркет, купил продукт, тут же передал его волонтеру. Если же у человека дома есть лишняя пачка гречки, он может стать участником фудшеринга, или движения по обмену едой. В группе фонда Вконтакте есть доска объявлений, где люди выкладывают что-то лишнее и ненужное.
— Если анализировать аудиторию, можно ли сказать, что обеспеченные покупатели активнее остальных участвуют в сборе?
— Анна: Как ни странно — нет. Самые частые жертвователи — это пенсионеры и многодетные мамы — небогатые категории населения, те, кто и сам нуждается. Недавно произошла трогательная история. Мальчик 10–12 лет пришел с мамой в магазин, узнал про марафон и положил в корзину упаковку печенья, которую ему же и купили.
— Почему бы магазинам не оказывать продовольственную помощь людям напрямую? Для чего им нужен посредник в лице фонда?
— Анна: Фонд выполняет миссию организатора. Как правило, у гипермаркетов нет времени и дополнительных ресурсов, чтобы с нуля проводить такие масштабные мероприятия. Кроме того, мы структурируем процесс сбора помощи, делаем его дисциплинированным. Известны печальные случаи, когда предприниматели бесплатно раздавали продукты в своих магазинах, и были чуть ли не растерзаны посетителями. Когда что-то неупорядоченно бесплатно дают людям, попавшим в нужду, — они считают, что все должно достаться именно им. Важно понимать: жизнь в лишениях заставляет думать, что им всегда не додают или дают не то. Такие люди просто не привыкли к добру и не знают, как реагировать.
— Марафон закончился и продукты собраны. Что происходит дальше?
— Виктория: Продуктовые наборы раздаются в тех же городах и регионах, где прошел марафон. Они отравляются в региональные НКО, центры социального обслуживания, государственные, некоммерческие организации, социальные службы — к тем, кто работает с нуждающимися.
— С теми, кто голодает?
— Виктория: Мы говорим не о голоде, а о нужде и нехватке средств к существованию. За чертой бедности в России живут 22 млн человек. Многодетные родители, семьи, потерявшие кормильца, одинокие пожилые люди с маленькими пенсиями. Практика показывает, что помощь с едой таким категориям населения нужна постоянно. И, к сожалению, сейчас спрос на продовольственную помощь значительно превышает предложение.
— Сколько продуктов обычно удается собрать? Кстати, почему именно марафон — с кем соревнуется фонд?
— Виктория: Соревнуемся мы сами с собой. Стараемся каждый раз повысить собираемость и помочь большему количеству людей. За один марафон количество пожертвованных продуктов варьируется. Но только за полгода 2017 на марафонах мы собрали 80 тонн продуктов. Формат мероприятия побуждает людей действовать и помогать, постепенно создавая культуру продовольственной помощи. Это и есть наша цель.
Беседовала
Елена Матвеева