Инвестиции против бедности

Как создать благоприятную среду для вложений в устойчивое развитие

Трущобы в ЮАР

К 2030 году 6,5% населения будет жить в крайней бедности, считают эксперты ООН, представившие современные тренды мировой экономики в докладе «Финансы для развития: прогресс и перспективы». Изменить ситуацию может реализация многосторонних программ сотрудничества в рамках Аддис-Абебской программы действий. Она была принята Генассамблеей ООН в 2015 году и нацелена на повышение экономической самостоятельности развивающихся и наименее развитых стран. Выполнение программы соотносится с достижением таких целей устойчивого развития, как ликвидация нищеты и голода, достойная работа и экономический рост.

Доклад «Финансы для развития: прогресс и перспективы» подготовила отраслевая рабочая группа ООН, в которую вошли представители 50 агентств и институтов. Его основной вывод: достижение глобальных целей устойчивого развития (ЦУР) невозможно без долгосрочных государственных и частных инвестиций, которые должны дополняться прямыми действиями поддержки наиболее бедных и уязвимых слоев населения в развивающихся странах. Однако движение к устойчивому развитию тормозит низкая инвестиционная активность в глобальном масштабе.

В 2016 году был зафиксирован самый медленный рост мировой экономики с кризисного 2008 года. Ожидается, что в 2017-м и 2018-м он ускорится, но этого будет недостаточно, чтобы рост инвестиций в ЦУР оказался достаточным для их достижения, констатируют авторы доклада. Хотя объем международного госфинансирования проектов в области устойчивого развития увеличился в 2016 году до $143 млрд, это произошло за счет роста расходов на гуманитарную помощь и затрат на размещение беженцев, которые выросли с 2,7% от общего объема помощи в 2010 году до 10,8% в 2016 году. Что же касается финансирования проектов, связанных с изменением климата, отмечается, что 80% займов в этой области, выданных международными банками развития, были направлены на мероприятия по ликвидации последствий, а не на адаптацию к будущим переменам.

Вместе с тем, авторы доклада уверены, что преодолению бедности в развивающихся странах и выполнению ЦУР способствует международная торговля, которая оживляет национальные экономики, создает рабочие места, активизирует женскую занятость и приток инвестиций. Несмотря на медленное восстановление мировой экономики после кризиса, доля развивающихся стран в международной торговле товарами стабильно растет — с 29% в 2001-м до 42% в 2015 году, а услугами — с 31% до 39% соответственно.

По мнению экспертов, международные финансовые организации и власти развивающихся стран должны сосредоточить усилия на семи приоритетных областях, которые способны подогреть экономический рост и увеличить приток финансов для устойчивого развития. В их числе — государственные финансовые ресурсы, частные инвестиции, международные партнерства в финансовой сфере, международная торговля, решение системных проблем экономики, приведение госдолга к приемлемому уровню и, наконец, «наука, технологические инновации и развитие производственных мощностей».

Аддис-Абебская программа действий была принята Генеральной Ассамблеей ООН на Третьей международной конференции по финансированию развития 27 июля 2015 года в столице Эфиопии. Её главная цель — создание благоприятных условий для финансирования устойчивого развития и укрепление партнерства в данной области между государствами и международными организациями. План содержит более 100 мер и предложений, которые предусматривают увеличение развитыми странами помощи развивающимся, стимулирование инвестиций в проекты устойчивого развития, поддержку образования, а также сокращение государственных субсидий в отрасли, наносящие урон окружающей среде и благополучию населения планеты

В отношении госфинансов национальным правительствам рекомендуется обратить внимание на эффективность налоговой системы и совершенствование налогового законодательства, так как от фискальной политики зависит наличие у государства средств для капвложений в устойчивое развитие. В частности, эксперты советуют провести тщательный анализ нелегальных финансовых потоков, их происхождения и компонентов для того, чтобы снизить уклонение от налогов. Также для достижения ЦУР государствам потребуется определить источники и объем налогов, который должен пойти на выполнение соответствующих проектов.

Эксперты ООН отмечают, что деятельность национальных и международных частных инвесторов в сферах, важных для выполнения целей устойчивого развития, должна поддерживаться как политикой государства, так и на уровне программ ООН. Государствам рекомендуется разработать подробную карту сфер экономики и социального развития, которые требуют капиталовложений, и информировать инвесторов о наличии возможностей, связанных с проектами по устойчивому развитию.

В ООН также рекомендуют государствам избегать протекционистских мер и обеспечивать справедливое распределение доходов от международной торговли, упростить доступ малых и средних предприятий к финансированию торговли (в том числе путем участия в государственно-частном партнерстве) и обеспечить гендерное равенство в международной торговле. Наконец, правительствам рекомендуется следить за тем, чтобы регулирование в области здравоохранения, трудовой деятельности, экологии и продовольственной политики не использовалось для нетарифного регулирования международной торговли. Эксперты призывают ВТО и национальные государства, с одной стороны, минимизировать барьеры для экспорта из развивающихся стран, с другой — сократить или упразднить субсидии в наиболее вредных для окружающей среды отраслях.

Кроме того, рабочая группа ООН считает необходимым продолжение и увеличение поддержки наименее развитых стран через механизм официальной помощи целям развития. На национальном уровне принятие государствами подробного плана мероприятий по международному сотрудничеству, привязанного к национальной стратегии устойчивого развития, будет способствовать укреплению партнерских связей и взаимопомощи между государствами.

Для более эффективного управления государственным долгом рекомендуется проверить и повысить надежность данных о состоянии внутреннего и внешнего госдолга, государственном имуществе и обязательствах — как на национальном уровне, так и на уровне ООН. Содействие развивающимся странам через согласованную политику, направленную на списание внешней задолженности, реструктуризацию долга и разумное регулирование долговых отношений, названо в документе крайне необходимым.

Экспертная группа призывает все региональные и глобальные организации выстраивать свои стратегии в соответствии с ЦУР ООН. Государствам рекомендуется коллективно развивать сеть глобальной финансовой безопасности, которая в настоящее время состоит из четырех элементов: валютные запасы государств, проекты МВФ, региональные финансовые соглашения и своп-линии центральных банков. При этом в докладе указано на недостаточную силу голоса развивающихся стран в глобальных и региональных экономических и финансовых организациях.

Развитым странам следует отказаться от традиционного взгляда на передачу технологий развивающимся и наименее развитым государствами как на поставку оборудования. Авторы документа отмечают, что для устойчивого развития важнее всего передача знаний и свободный обмен ими между различными институтами и экономическими агентами. Эксперты напоминают, что Аддис-Абебская программа включает в себя создание инновационных фондов и «технологических банков», а также адаптацию технологий к условиям местных рынков. Согласно данной программе, долгосрочные инвестиции в современную инфраструктуру, включая транспорт, энергетику, совершенствование систем водоснабжения и канализации будут способствовать достижению многих ЦУР. Однако в докладе отмечается, что инфраструктура развивающихся стран ежегодно недополучает на свое развитие $1-1,5 трлн.

Нехватку средств могут восполнить национальные и международные банки развития. Эксперты высоко оценивают потенциал этих организаций по преодолению последствий экономических спадов. Так, в 2010 году, вскоре после глобального финансового кризиса, объем займов, выданных такими банками, составил $74 млрд ($66,8 млрд было выдано в 2015 году). Кроме того, в финансировании инфраструктурных проектов растет доля национальных финансовых организаций. В частности, Китайского банка экспорта и импорта, Китайского банка развития и Бразильского банка национального развития. В 2014 году объем займов, выданных этими тремя структурами, составил $1,8 трлн.

Отдельно в докладе выделяется роль госинвестиций в поддержке научно-технических и социальных инноваций. Частные инвестиции идут на коммерциализацию готовых или почти готовых решений, однако редко кто рискует финансировать новичков, чьи продукты находятся на стадии исследования и разработки. Зачастую им приходится вкладывать в развитие продукта свои личные деньги либо брать в долг у родственников и знакомых. Если государство заинтересовано в росте числа инноваций, рассчитанных на долгосрочную перспективу, ему следует отбирать проекты для финансирования на ранних стадиях.

Автор

Людмила Брус