«Фонд продовольствия Русь» ежегодно спасает от уничтожения до 5 миллионов килограммов еды. Производители отдают излишки продукции, которую не успевают продать, в банк еды, а он безвозмездно передает их малообеспеченным гражданам.
Анна Алиева-Хрусталева, директор по коммуникациям благотворительного фонда «Фонд продовольствия Русь».
По данным Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), ежегодно треть всех производимых на планете продуктов питания уничтожается. В России этот показатель чуть лучше — 20-25%. Большая часть еды, которая выбрасывается, пригодна к употреблению: помялась упаковка, оторвалась этикетка, товар просто потерял маркетинговые свойства.
Согласно данным Росстата, в России за чертой бедности живут порядка 23 млн. человек. Они часто испытывают нехватку продуктов и товаров первой необходимости.
Очевидно, что в России есть ресурс продовольствия, который попросту уничтожается, и одновременно есть люди, которые нуждаются в этом продовольствии, но не имеют к нему доступа. Чтобы объединить эти возможности и потребности, в стране был создан банк еды. Его задача — спасать пригодные к употреблению продукты, раздавая их нуждающимся.
В 2015 году фонд распределил по всей России 5 млн кг. продовольствия. Производители на основе договоров пожертвования направляют в фонд излишки своей продукции. Чаще всего, это товар, который компания не успеет продать до истечения срока годности. Фонд раздает его через социальные службы, приходы церквей и некоммерческие организации по всей стране. Банк еды сам оплачивает перевозку товаров со складов производителей до пунктов выдачи. Логистика — основная статья расходов фонда, именно на нее он собирает пожертвования от компаний, предпринимателей и неравнодушных людей.
Эффективность процесса подтверждает не только объем продовольствия, который фонд еженедельно раздает нуждающимся (порядка 100 тонн), но и его себестоимость: например, 1 литр молока вместе с доставкой фонду обходится в 2 рубля, а нуждающиеся получают продукты вовсе бесплатно.
Общая логика процесса такова:
— производитель при планировании выделяет объем продуктов, которым готов поделиться с нуждающимися бесплатно;
— банк еды заказывает машину для вывоза продукции со склада производителя в самые короткие сроки (1–2 дня);
— одновременно с этим банк еды оповещает пункты выдачи продуктов о предстоящей погрузке, чтобы в тот же день нуждающиеся приехали за продуктами. Фонд старается распределять продукцию на расстояние не более 200 км от склада производителя, так как именно километраж определяет стоимость перевозки.
Без участия фонда излишек продукции будет уничтожен. При помощи банка еды он будет перераспределен малоимущим, что позволит производителю экономить на хранении и утилизации своего товара.
Такая схема пока не работает с ресторанами, кейтерингом, отелями и магазинами. Они держат товар «на полке» вплоть до истечения срока годности в надежде его все-таки продать. Товар же с истекшим сроком годности передавать людям не только запрещено на уровне санитарного законодательства, но и неэтично. В первой половине 2017 года фонд планирует инициировать широкое обсуждение возможного решения данной проблемы с привлечением экспертов отрасли.