Исследователи в Университете Вашингтона выяснили, что выхлопные газы грузовых кораблей меняют структуру облаков в атмосфере, частично преграждая путь солнечной энергии. Эксперты считают, что их исследование открывает новый путь к борьбе с изменением климата.
Корабельные двигатели совершают выбросы парниковых газов в атмосферу Земли, что способствует потеплению атмосферы и климатическому кризису. Plus-one.ru рассказывал, как корабельная индустрия пытается разработать более чистое топливо, чтобы меньше способствовать глобальному потеплению. Однако теперь ученые заметили, что выхлопы с кораблей могут также и сдерживать климатические изменения. При сжигании ископаемых топлив в атмосферу попадают мелкие частицы оксида серы, которые поднимаются вверх и собирают вокруг себя молекулы воды. В итоге облаков становится больше и растет их способность отражать солнечный свет обратно в космос.
Ученые и раньше знали о таком эффекте, однако пытались измерить его в тех местах, где ветра дуют поперек пути корабля — таким образом рассчитывая сравнить «загрязненные» участки пути с «чистыми». Однако теперь эксперты решили исследовать только те случаи, когда ветер и судно движутся по одной траектории, создавая однородную атмосферную среду на ограниченных территориях.
«Я думаю, главный вклад этого исследования в том, что у нас есть возможность глобально оценить эффект серного загрязнения на низкие облака», — говорит Род Вуд, один из авторов.
Спутниковые наблюдения за 12 лет показали, что наличие корабельных выбросов приводит к изменениям в структуре облаков, которые отражаются на атмосфере всего мира. Ученые отметили, что серные загрязнения мировой индустрии отражают обратно в космос солнечную энергию мощностью в 1 Ватт на каждый квадратный метр земной поверхности. Индустриальные выбросы парниковых газов, наоборот, задерживают в атмосфере 3 Ватта энергии на кв. метр поверхности, не давая им вернуться в космос. Авторы данного исследования подчеркивают, что без укрепленных выбросами облаков средняя температура в атмосфере могли бы повыситься на 1,5 °С уже сейчас, хотя в реальности она поднялась только 1 °С по сравнению с доиндустриальным уровнем.
Эксперты считают, что их исследование открывает еще один возможный механизм борьбы с климатическим кризисом. Распыление соляных частиц может повысить отражаемость низких облаков, что сократит количество солнечной энергии, нагревающей Землю. Однако результаты таких мер могут оставаться скрытыми от науки многие годы, подчеркивают ученые.
«Это исследование не говорит нам о том, хорошая это идея — повышать яркость облаков или нет? Следует ли нам это делать? Нужно провести гораздо больше исследований, включая социальные и гуманитарные, — говорит Майкл Даймонд, главный автор. — Оно говорит нам, что эти эффекты возможны — и предупреждает нас, что эти эффекты могут быть трудными для оценки».
Автор
Никита Пономаренко