Пошив одежды на заказ: как on-demand делает моду более экологичной

Индустрия моды оставляет после себя 92 млн тонн отходов в год и ответственна за 5-8% мировых выбросов диоксида углерода. Если бренды и дальше продолжат делать ставку на фаст-фэшн, то к 2050 году выбросы вырастут в четыре-пять раз. Экологичная альтернатива быстрой моде — пошив текстильных изделий и аксессуаров по требованию (on-demand). Заказать можно как базовые предметы одежды, так и вещи для особого события. Plus-one.ru разбирался, как on-demand делает моду более устойчивой.

Австралийский дизайнер Элис Вейверс создает свои платья из подержанных и винтажных тканей

Проблема перепроизводства и утилизации

Каждую секунду в мире сжигают или выбрасывают на свалку столько текстиля, сколько умещается в одном мусоровозе. Это происходит по нескольким причинам.

Быстрая мода

Термин «фаст-фэшн» появился в начале 1980-х, когда Американская ассоциация одежды решила ускорить производство предметов гардероба, чтобы менять ассортимент магазинов не раз в сезон, а значительно чаще, до 52 раз в год. Спрос тоже увеличился, ведь новые коллекции привлекают покупателей уникальностью, а старые — скидками. Проблема в том, что многие покупки оказываются бесполезными: по данным онлайн-платформы Movinga, которая предоставляет услуги по переезду, люди не носят около половины своего гардероба.

Товарные остатки

Модные тренды меняются так быстро, что новая партия одежды может стать неактуальной еще до того, как попадет к покупателю. В результате мировой рынок текстиля теряет около 10% вещей — их снимают с продажи и отправляют на склад на неопределенный срок. В 2018 году шведский бренд H&M оценил стоимость своих нереализованных запасов в $4,3 млрд! Пандемия лишь усугубила эту ситуацию: в период простоя в 2020 году отечественные ритейлеры не смогли продать около 30% ассортимента.

Поддержание имиджа премиального бренда

Многие компании luxury-сегмента принципиально не проводят распродажи с большими скидками и не отправляют товарные остатки в аутлет, а уничтожают их. В том же 2018-м модный дом Burberry сообщил о том, что в 2017 году сжег одежду, аксессуары и парфюм на сумму £28,6 млн. После разразившегося скандала бренд заявил об отказе от этой практики. В СМИ часто появляются сообщения о том, что сжиганием продукции занимаются и другие бренды — например, Louis Vuitton. Такая стратегия связана с формированием чувства причастности к «закрытому клубу» людей, которые могут позволить себе покупать только дорогие и уникальные вещи. Еще одна причина — защита от реселлеров, то есть тех, кто покупает товары со скидками для перепродажи.

Одежда может разлагаться на свалке в течение 200 лет, отравляя окружающую среду

Модный приговор экологии

Перепроизводство одежды не только лишает компании части прибыли, но и усугубляет загрязнение планеты. В процессе окрашивания тканей используются токсичные вещества, в том числе сера, нитраты, фиксаторы цвета на основе формальдегида, тяжелые металлы. При этом на тканях остается лишь 80% красителей — остальное сливается в канализацию. Эти химикаты связаны с 20% загрязнения промышленных вод в мире. Также они накапливаются в почве и сельскохозяйственных культурах, а затем попадают в организм человека, нарушая его гормональный фон и повышая риск возникновения онкологии.

Самая популярная ткань в мире — полиэстер. Это искусственное волокно получают из нефти. Его используют при производстве 55% предметов гардероба. По степени вреда для окружающей среды такие вещи можно сравнить с пластиковым пакетом. Однако они практичны и дешевы, поэтому ожидается, что с 2022-го по 2032 год производство одежды из полиэстера вырастет на 5%.

К сожалению, промышленная переработка синтетики пока что есть только в Швеции и Нидерландах, но даже в этих странах невозможно утилизировать ткани из смеси разных волокон, например полиэстера и вискозы, полиэстера и хлопка. Чаще всего такая одежда попадает на свалку, где разлагается до 200 лет, выделяя парниковые газы, токсичные вещества.

Осознанный шоппинг спасает планету от нераспроданного текстиля

Вторая жизнь «мертвых» тканей

Устойчивое развитие моды — это в том числе отказ от утилизации остатков текстиля. В марте 2021 года крупнейший в мире конгломерат производителей предметов роскоши LVMH, созданный компаниями Louis Vuitton и Moët Hennessy, объявил о запуске онлайн-маркета тканей и кожи Queen of Raw. На нем продаются материалы, которые не были использованы брендами по разным причинам. Площадка популярна среди молодых дизайнеров, желающих приобрести эксклюзивные ткани по доступной цене.

On-demand: предзаказ и производство по требованию

Но переработка текстиля и продажа невостребованных тканей не решают всех экологических проблем текстильной промышленности. Эти практики должны сочетаться с пошивом одежды по требованию, что позволит остановить перепроизводство вещей. Пример такого подхода — онлайн-площадка Purple Dot (доступна в США и Великобритании), где можно оставить предзаказ на понравившийся товар.

Это отличная возможность объединить сразу несколько предпринимателей:

собственников производственного оборудования

дизайнеров, которые создают уникальные принты

обладателей авторских прав на логотипы и символику

разработчиков и владельцев онлайн-платформ, на которых покупатели могут выбрать товар

Все участники процесса получают выгоду от продаж. Риски минимальны, ведь товарных остатков нет.

Purple Dot не только спасает планету от нераспроданного текстиля, но и помогает новым брендам запустить производство одежды с минимальными вложениями и рисками. Проект имеет лишь один недостаток: не каждый покупатель готов к длительному ожиданию. Производство вещи занимает в среднем два месяца. Но рассчитать точное время сложно, ведь перед праздниками и началом нового сезона количество заказов может резко увеличиться. Над решением этой проблемы уже работает американский стартап Careste. Ему удается выполнять заказы на пошив одежды за 8-14 дней. Правда, Careste относится к люксовому сегменту, а большинство людей приобретают вещи из масс-маркета.

Серьезный прогресс есть и в бюджетном сегменте устойчивой моды. Такие проекты, как Amazon Merch Collab и Printful, предлагают покупателям «собрать» базовый гардероб по принципу конструктора: выбрать предметы одежды, определиться с их цветом и решить, какой дизайнерский принт, логотип или надпись на них нанести.

Конечно, даже при таком виде шопинга важно не забывать про умеренность. Гарриет Вокинг, консультант брендов по вопросам экологичной моды, считает, что каждый ответственный потребитель должен спрашивать себя перед покупкой: «Действительно ли мне нужна эта вещь? Надену ли я ее хотя бы 30 раз?» Такой подход позволяет не только сберечь природные ресурсы и сократить количество отходов, но и избежать ненужных трат.

Благотворительный фонд «Второе дыхание» собирает ненужные вещи и передаёт их на переработку или нуждающимся

Ситуация в России

По данным Российского экологического оператора, в нашей стране пока нет техники, позволяющей утилизировать более 112 тыс. тонн текстиля в год. При этом объемы производства этой группы товаров достигли 962 тыс. тонн ежегодно. Остаток текстиля сжигается или вывозится на свалки.

Ситуацию старается улучшить некоммерческая организация «Второе дыхание». Она открыла 900 пунктов приема ненужной одежды в 197 городах России. Сюда входят и специальные контейнеры, где можно оставить вещи по дороге на работу или в магазин. С 2015 года фонд собрал и рассортировал более трех тысяч тонн одежды. 968 тонн старых предметов гардероба превратились в новые ткани и изделия, а остальное отправили на благотворительность. Конечно, усилий одной организации недостаточно, чтобы текстильные отходы перестали представлять угрозу для природы.

Помимо этого, в России стараются развить производство одежды по требованию. Основательница модного бренда CovenDay Елена Игонина считает, что такой подход может спасти бизнес в кризисные времена, когда опасно вкладывать крупную сумму денег в новую партию товара. Кроме того, сложно предугадать, какие предметы одежды из новой коллекции будут долго пользоваться спросом, а какие — станут неактуальными уже через месяц. Пошив по требованию позволит избежать ситуации, когда склад заполнен нереализованной одеждой, а покупатели ждут вещи, изготовленные в соответствии с последними тенденциями в модной индустрии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева