Субботник — явление с богатым прошлым, о котором знают во многих странах мира. Из страстного порыва граждан помочь стране бесплатным трудом субботник сначала превратился в повинность, а потом стал формой объединяющего людей отдыха с пользой для природы. Помогаем вникнуть в суть этого явления и организовать субботник мечты.
Считается, что традиция субботника возникла весной 1919 года среди советских трудящихся в ответ на призыв Ленина улучшить работу железных дорог. Вдохновившись словами вождя, 15 работников депо Москва-Сортировочная в ночь на субботу 12 апреля починили три паровоза. К маю практика субботников охватила пять железных дорог, а вскоре их стали проводить на заводах и фабриках. В мае 1920 года в Москве прошли субботники с участием 425 тыс. человек, большинство из которых облагораживали местность.
С тех пор субботник стал традицией, причем традицией обязательной: в СССР к субботникам привлекали всех госработников, то есть почти всю страну. Субботники проводились также по месту жительства, по инициативе кружков и клубов — укрыться от них было сложно. И только в XXI веке характер субботника изменился вместе с общественными настроениями — он стал восприниматься как способ отдыха с пользой для окружающей среды. На субботники добровольно выходят семьи, компании друзей и объединения волонтеров.
Конечно, субботники не обязательно проводить только по субботам — для этого можно выбрать любой день недели, подходящий вам и вашей команде. Главное — это непреодолимое желание очистить от мусора двор или часть парка. Местом проведения субботника лучше всего выбрать территорию, которая очевидно захламлена. К сожалению, работающей интерактивной карты свалок и засоренных территорий в России пока нет, хотя попытки запустить такой проект предпринимал Общероссийский народный фронт (ОНФ).
Для уточнения объема работ можно прогуляться по выбранной местности, сфотографировать самые загаженные места и с помощью телефона снять их GPS-координаты. Эти данные можно нанести на спутниковый снимок из Google Maps или «Яндекс.Карт», чтобы затем разместить в онлайн-встрече или чате, где собираются участники субботника. Помните, что лучше качественно очистить несколько полян, чем безуспешно пытаться убрать весь парк.
Есть множество способов набрать людей на субботник. Можно создать онлайн-событие в социальных сетях («ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники»). Это поможет узнать количество участников и координировать их. Для облегчения коммуникации можно также создать групповой чат в Telegram или Whatsapp для самых активных. В информации о мероприятии нужно указать дату, время, место проведения и схему проезда.
Затем можно разместить ссылку на ваше событие в районных онлайн-сообществах, а также отправить администраторам экологических групп вроде #МосЭко или «Зеленая коалиция Петербурга». Как правило, тематические сообщества охотно делятся анонсами о «зеленых» акциях. Можно по старинке расклеить объявления с информацией о месте и времени встречи, с картой и контактами организаторов. Для эффективности добавьте на него QR-код (его можно сгенерировать здесь) со ссылкой на ваше онлайн-событие.
Прежде всего — мешки для сбора отходов. Они должны быть вместительными (80-100 литров) и плотными. Обычные полиэтиленовые пакеты для домашних мусорных корзин или пакеты из магазина не подойдут: они не выдержат большого количества собранного материала и порвутся. Также обязательно понадобятся полипропиленовые мешки — для стекла и крупного металлолома. Если вы собираетесь сортировать отходы, то берите мешки разного цвета или надписывайте их. О том, как сортировать отходы, можно прочитать в нашей инструкции.
Во-вторых, нужны перчатки — предпочтительно резиновые или прорезиненные тканевые. Перчатки из простой ткани могут порваться, намокнуть, а собирать в них битое стекло просто опасно.
В-третьих, вам понадобятся грабли, чтобы сгребать в кучи кольца от пивных банок, окурки и крышечки. Можно взять и небольшие лопаты — это поможет извлекать из земли втоптанные и вросшие предметы вроде старых мангалов.
Последнее, но не самое маловажное — еда и вода. Лучше обговорить со всеми участниками субботника, кто и что приносит, чтобы равномерно распределить расходы. Можно сразу предупредить, что еду и воду каждый берет себе самостоятельно.
Перед началом субботника нужно провести общее собрание, чтобы распределить зоны для уборки. Если отходы решено сортировать, команде стоит распределиться по видам собираемого мусора: одни собирают смешанные отходы (совсем грязный и габаритный мусор), вторые — вторсырье, а третьи — опасные отходы (аккумуляторы, батарейки, градусники, шприцы, лампочки и старую электронику). Для батареек подойдет пятилитровая пластиковая бутылка, электроотходы лучше сложить в отдельные мешки, а лампочки и градусники — в отдельную банку.
С вывозом собранного мусора может помочь местная администрация. Для этого туда можно обратиться письменно или по телефону. Направление лучше отправлять как минимум за 7-8 дней до проведения субботника. Другой вариант — организовать вывоз самостоятельно на машине. А в случае, если мусор сортированный, вы можете заранее обратиться в одну из компаний, которые занимаются вывозом вторсырья за небольшую плату — «Собиратор» или экоцентр «Сборка». За подачу машины в пределах Москвы компании берут от 900 до 1200 рублей.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Георгий Кожевников