Мнения о том, по каким признакам можно оценить качество школьного образования, расходятся. Одни считают самым важным критерием хорошие оценки и результаты экзаменов. Другие — способность применять полученные знания на практике. Третьи — то, ценят ли учреждение приемные комиссии вузов и работодатели. Plus-one.ru разбирался, как измеряют качество общего образования и важен ли диплом при трудоустройстве.
В 2021 году Рособрнадзор впервые составил рейтинг российских регионов по качеству школьного образования. Лидерами стали Санкт-Петербург, Москва, Ленинградская, Калининградская и Ярославская области. В конце списка оказались Ингушетия, Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария.
Регионы сравнивали по трем группам критериев:
«Результаты обучения» — статистика итогов ОГЭ (основной госэкзамен для контроля знаний девятиклассников), ВПР (ежегодные всероссийские проверочные работы для школьников с 4 по 11 классы) и ЕГЭ (единый госэкзамен, который сдают все выпускники 11-х классов).
«Практикоориентированность» — использование компьютеров и оборудования для проведения лабораторных работ, а также число выпускников, поступивших в колледжи и вузы.
«Управление», в том числе интерпретация результатов государственной итоговой аттестации после 9 и 11 класса (ГИА), организация проведения ЕГЭ, использование современных подходов к управлению.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что цель рейтинга — мотивировать чиновников к изменениям. Кроме того, теперь россияне знают, на каком уровне по качеству образования находится их регион, и могут следить за прогрессом.
А еще по результатам проверки 2,5 тыс. российских школ выяснилось, что 70% образовательных программ не соответствует федеральным стандартам. Чтобы решить эту проблему, эксперты Минпросвещения разрабатывают федеральные программы по основным предметам. С 1 сентября 2023 года они станут базовой планкой, ниже которой школам нельзя будет опуститься.
Еще один способ оценить качество образования — индекс потребительской лояльности, или Net Promoter Score (NPS). Этот метод больше подходит для тех, кто оказывает услуги платного обучения, например для репетиторов, организаторов курсов подготовки к ЕГЭ и т. д. Чтобы определить лояльность клиента, попросите его оценить по шкале от 0 до 10 баллов готовность рекомендовать вас друзьям и знакомым, а затем проанализируйте результаты:
от 0 до 6 баллов — «критики»
от 7 до 8 баллов — «нейтралы»
от 9 до 10 баллов — «cторонники»
Вычислите индекс лояльности по формуле: NPS = % «сторонников» минус % «критиков». Положительный результат — выше нуля, максимальный — 100.
Цели школьника — получить диплом и знания, чтобы, например, поступить в вуз или колледж, найти хорошую работу, открыть бизнес. Но на пути к успеху могут возникнуть трудности с усвоением информации, неуверенность в своих силах, переживания. Так, по данным исследования аналитической компании Harris Insights & Analytics, 79% российских школьников испытывают стресс из-за неуспеваемости.
Стремясь получить качественное образование, не стоит гнаться за оценками. Они нужны лишь для того, чтобы ученик понимал, какие темы он хорошо усвоил, а какие — не очень. Если в дневнике вашего ребенка появилась двойка или тройка, стоит поинтересоваться: «Почему у тебя не получилось?» — и в случае необходимости предложить помощь. Важно, чтобы школьник понял: главное — не оценки, а знания.
Обычная ситуация: ученик набирает максимум баллов на ЕГЭ, но не поступает на бюджетные места в вузе. Как это возможно? Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков объяснил, что в некоторых университетах число стобалльников превышает количество бюджетных мест. Например, в 2021 году в Первом Санкт-Петербургском медицинском университете имени Павлова на одно место претендовали 943 человека.
Но пугаться запредельного конкурса не стоит. Каждый абитуриент вправе подать документы в пять вузов, до десяти специальностей в каждом, то есть человека могут занести в 50 списков, а получать образование он будет в одном вузе. Кроме того, приемная комиссия обращает внимание на то, участвовал ли будущий студент во всероссийских олимпиадах, спортивных соревнованиях и волонтерской деятельности. Если на одно бюджетное место будут претендовать несколько человек с равноценными результатами ЕГЭ, выберут того, кто может похвастаться дополнительными достижениями.
По результатам исследования Института технологий управления РТУ МИРЭА, меньше трети работодателей (27,9%) учитывает, соответствует ли профессия в дипломе соискателя должности, на которую он претендует. 56,8% рекрутеров отмечают, что для них важнее всего опыт работы, имеющий отношение к актуальной вакансии. И только 15,2% важен сам факт наличия диплома.
Но есть нюансы. Представителям некоторых специальностей, например врачам, педагогам и юристам, практически не на что рассчитывать без диплома. При этом, согласно опросу платформы для размещения вакансий и поиска работы hh.ru, лишь 22% работодателей считает плюсом наличие трех и более корочек.
Оценки тоже имеют второстепенное значение: рекрутеры понимают, что они не гарантируют качество обучения, ведь можно выучить материал, сдать экзамен и на следующий день все забыть. А вот реальные навыки подтвердят, что соискатель не ошибся с выбором профессии. Но забрасывать учебу, чтобы устроиться на работу, не стоит: лучше уделить максимум внимания стажировке по специальности.
Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) провел исследование, показавшее, что на качество образования школьников влияют следующие факторы:
уровень профессиональных компетенций преподавателей
мотивация школьников к изучению предмета
вовлеченность родителей (поддержка ученика, неравнодушие к его достижениям, посещение собраний)
Не менее важную роль играют профориентационные практики, направленные на выявление талантов школьников и их склонности к определенным видам деятельности. Они помогают избежать множества ошибок, ведь даже самая востребованная профессия может оказаться «не по душе». Профориентация — это классные часы, встреча с представителями профессий, консультации школьных психологов — сделает картину будущего более реальной.
Одна из Целей устойчивого развития, установленных Генеральной ассамблеей ООН на период до 2030 года, — качественное образование, доступное для каждого. Сегодня 57 млн детей школьного возраста не имеет возможности посещать школу. Более половины из них живет в Африке, к югу от пустыни Сахара.
От образования зависят развитие общества, экономический и социальный прогресс. Кроме того, исследование Высшей школы экономики показало, что наличие диплома вуза хотя бы у одного члена семьи почти в 2,5 раза снижает риск того, что семья попадет в категорию «малоимущие». А доходы семей, где высшее образование есть у всех, на 20% выше среднего уровня.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева