Инновации и профессии будущего: кем будут работать наши дети

Специальности, связанные с выполнением рутинных процессов (например, кондукторы, консьержи, кассиры), постепенно уходят в прошлое благодаря развитию систем автоматизации и робототехники. Им на смену приходят новые перспективные профессии, которые возникают в результате распространения передовых технологий. Plus‑one.ru — о том, как инновации проникают в сферу образования и на рынок труда.

Дизайнер человеческого тела будет создавать высокотехнологичные протезы для людей, нуждающихся в замене конечностей, тканей или внутренних органов

Инновационное мышление: что это и где ему научиться

Инновационное (новаторское) мышление — это способность креативно смотреть на процессы, находить нестандартные решения проблем, предлагать новые методы и технологии. Например, вы можете изобрести лекарство от рака, эффективный способ борьбы с отходами или полезное приложение для смартфона. Все это — продукты инновационного мышления.

Способность нестандартно мыслить является одним из самых востребованных soft skills («гибких навыков»). Ее активно развивают в бизнес-школах и на курсах консалтинга, суть которого — предоставление экспертных рекомендаций для предпринимателей. Также существуют авторские методы развития инновационного мышления. Например, известный американский мультипликатор Уолт Дисней рекомендовал при исследовании нового направления «посидеть на трех стульях», поочередно представляя себя в трех ролях: мечтателя, реалиста и критика.

В школы России стали приглашать успешных предпринимателей, чтобы те научили детей не бояться реализовывать свои идеи

Инновации в образовании: предпринимательское мышление и знакомство с IT

Современная сфера образования имеет существенный недостаток: большинство учеников выполняет задачи ради оценок, а не с целью реального изучения материала и применения полученных знаний на практике. Человек, которого оценивали за фиктивную деятельность, привыкает стремиться к установленным кем-то критериям и по инерции выполнять порученные ему дела, боясь лишь одного — сделать ошибку. Все это может повлиять на его карьерный путь — например, помешать стать предпринимателем, готовым воплощать свои идеи в жизнь, находить выход из нестандартных ситуаций, идти на оправданный риск, проявлять настойчивость.

Сейчас бизнес-образование можно получить только в частной школе или гимназии, например в «Сколково». Но эта инновация постепенно проникает и в массы. Так, с учениками московской школы № 1409 в течение года поообщались 100 успешных предпринимателей страны. Бизнесмены рассказали, с чего нужно начинать собственное дело, поделились «секретами успеха» и ответили на заданные вопросы. Подобные открытые уроки проходят и в других регионах страны.

Кроме того, более миллиона учеников в России и 73 других странах прошли урок на тему «Искусственный интеллект в стартапах». Ученики узнали, кто такой IT-специалист, как и зачем используются компьютерное зрение, система распознавания речи человека и другие технологии искусственного интеллекта (ИИ). Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Николай Яцеленко отметил, что такие занятия могут подтолкнуть школьников к более глубокому изучению мира IT и новых технологий.

Профессии будущего

Инновационный подход к выполнению работы актуален не только для предпринимателей и работников IT-сферы, но и для многих профессий будущего, которые заменят или дополнят уже существующие специальности.

Дизайнер человеческого тела

Эта профессия находится на стыке технологий, науки и искусства. Дизайнер человеческого тела будет помогать людям, нуждающимся в замене конечностей, тканей организма или внутренних органов. Например, он сможет восстановить сожженную при пожаре кожу или изготовить протез ноги, который будет восприниматься организмом как живая часть тела.

Возможности реконструирования человеческого тела развиваются — например, в Университете Миннесоты, США, тестируют роботизированные конечности, управляемые силой мысли. По словам создателей, устройство имплантируется к периферическому нерву и считывает сигналы мозга.

Проектировщик «умной» городской среды

Это одна из самых сложных и интересных профессий будущего. Такой специалист должен разбираться в современных урбанистике, экологии, наноматериалах, химии, социологии. Возможности совершенствования городской среды практически безграничны — сейчас это направление находится на начальном этапе развития. Например, в Барселоне контейнеры для мусора сообщают коммунальным службам, когда пора вывозить отходы, а в Москве система управления дорожным движением регулирует работу светофоров в зависимости от загруженности трасс. Дальнейшее развитие «умной» инфраструктуры сделает жизнь людей еще комфортнее и безопаснее, а также снизит вред, наносимый окружающей среде.

Инженер пищевой промышленности

Население планеты растет, а площадь плодородных земель, наоборот, уменьшается под действием таких факторов, как изменение климата, чрезмерная эксплуатация почвы, обезлесение. В будущем проблему мирового голода предстоит решать инженерам пищевой промышленности, конструирующим новые продукты из доступного сырья. Подобные эксперименты проводятся уже сейчас. Например, в американской лаборатории Impossible Foods разработали рецепт полноценного заменителя мяса из сои, картофеля. пшеницы, кокосового масла и ароматизаторов. Готовый продукт не уступает натуральной говядине не только по вкусу, но и по питательной ценности, аромату, текстуре.

Архитектор виртуальной реальности

VR-архитектор создает виртуальные пространства, в которые можно погрузиться с помощью VR-очков, симуляторов или иммерсивной гарнитуры. 3D-реальности могут быть реалистичными или фантазийными. В любом случае специалисту нужно продумать все до мелочей: от ландшафта нового мира до запахов, которые ощущает пользователь.

Архитекторы виртуальной реальности нужны не только в индустрии развлечений. Одно из направлений профессии — создание обучающих VR-тренажеров и симуляторов для медиков, пилотов и других востребованных профессий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева