Заметив, что сотрудники не справляются со своими обязанностями или работают без прежнего рвения, руководству не стоит спешить с выводами. Мотивация и демотивация персонала зависят от целого ряда факторов, но при должном подходе их можно контролировать.
Внутренняя мотивация сотрудника будет низкой, если он не получает удовольствия от того, чем занимается. Отсутствие интереса к работе может быть связано со следующими причинами:
Скука. Согласно исследованию Job.ru, 46,6% сотрудников российских компаний готовы уйти с работы, которая им надоела, при наличии альтернативы. А 12,6% могут так поступить, даже в случае отсутствия подходящей вакансии.
Нет продвижения по карьерной лестнице. При этом важно помнить, что не все люди готовы к повышению в должности и связанной с ним ответственности. Чтобы ожидания и реальность совпали, обсудите карьерные возможности нового сотрудника на этапе собеседования с ним.
Квалификация человека слишком высокая для занимаемой им должности. Сотрудник может откликнуться на вакансию от безысходности или в надежде получить работу в новой сфере. А потом потерять интерес к своим обязанностям и начать страдать из-за нереализованного потенциала.
Если текущие проекты не соответствуют ожиданиям, материальное вознаграждение и вдохновляющие слова не помогут. Единственный способ избежать разрыва трудовых отношений — перевод на другую должность, если такая есть в компании.
Процесс демотивации также может начаться на фоне психологического дискомфорта от сплетен, интриг, конфликтов. В этом случае руководителю стоит вмешаться, выслушать обе стороны и предложить решение. Если отношения в коллективе дружественные, выстроены на взаимном уважении, достигать общих целей будет гораздо проще.
Низкая оплата труда, задержка выплат, отказ от возмещения расходов (за проезд, мобильную связь и т. д.) безусловно снижают мотивацию. Деньги являются одним из важнейших мотивов, побуждающих к труду. Поэтому, получив неожиданную просьбу сотрудника о прибавке к зарплате, начальнику лучше не спешить отвечать отказом. Возможно, он сможет взять на себя дополнительные задачи — и получать больше.
Демотивирует и система штрафов, которые обычно воспринимаются как что-то несправедливое. Ведь каждый может ошибиться или опоздать, и это не всегда связано с прохладным отношением к своим обязанностям. Штрафы нередко наталкивают людей на мысли об увольнении. Чтобы этого не случилось, важно не только наказывать рублем за просчеты, но и поощрять премиями за отлично выполненные проекты.
Если проблемы с дисциплиной все-таки появились, нужно отыскать их истинную причину. Возможно, сотрудник быстро справляется с текущими задачами, а оставшееся рабочее время посвящает личным делам. Но если речь идет о работнике, чья безответственность влияет на результаты, лучше будет расстаться с ним.
Бесконечные замечания, выговоры и критика парализуют творческую инициативу, снижают производительность — это существенные причины демотивации сотрудников. Безусловно, обратная связь нужна, даже если она негативная. Но важно оценивать только фактический результат, не переходя на личности. Например: «В прошлом месяце у нас упало количество заявок. Это недопустимо, нужно исправить ситуацию».
Причиной увольнения может стать и эмоциональное напряжение, например, из-за поминутной отчетности о проделанной работе, установки контролирующих программ на компьютер. Степень влияния моральных факторов зависит от личных качеств сотрудника. Так, одни люди усерднее работают, зная, что руководитель следит за ними. А другие страдают от постоянной тревоги и не могут сосредоточиться. Чтобы понять, стоит ли контролировать сотрудников с помощью цифровых сервисов, нужно взвесить все «за» и «против». Как правило, строгий учет времени необходим при почасовой оплате. Те, кто работает сдельно, сами заинтересованы в том, чтобы продуктивно использовать каждую минуту.
К внешним обстоятельствам снижения мотивации персонала относятся неблагоприятные условия работы. Это может быть тесное, некрасивое помещение, отсутствие места для приема пищи. Не всегда комфортен и опен спейс, особенно если коллеги любят поговорить, а в наушниках соседа по столу всегда громко играет музыка. Постоянный шум может не только помешать сосредоточиться на работе, но и стать причиной ментальных проблем.
Условия труда оказывают существенное влияние на здоровье, поэтому требуется соблюдение норм, установленных в Трудовом кодексе РФ. Так, высота компьютерных стульев должна регулироваться, чтобы каждый смог занять правильное положение за монитором.
Представления сотрудников о комфорте могут отличаться. Согласно опросу компаний Future Workplace и View, 42% работников хотели бы самостоятельно менять уровень света, температуры и шума. Этого можно добиться, сделав рассадку свободной, но далеко не во всех офисах есть такая возможность.
Если не получается создать комфортные условия для каждого (например, конференц-залы для переговоров с клиентами и тихие зоны для составления отчетов и написания важных писем), стоит перевести часть персонала на удаленку.
Неправильный стиль общения. Например, одного из сотрудников назначили на руководящую должность, а коллеги продолжают разговаривать с ним по-панибратски, хотя в компании принято соблюдать субординацию. Это грозит конфликтом и другими проблемами, особенно если начальник еще не освоился в новой роли. Возможна и обратная ситуация, когда в организации демократия, а руководитель придерживается авторитарного стиля, то есть не обсуждает принятые решения и требует жесткой дисциплины.
Плохо налаженная коммуникация. Двусмысленная постановка задач и размытые дедлайны сбивают с цели и приводят к эмоциональному выгоранию. Сотрудник выполняет поручение в своем темпе и раздражается, когда руководитель спрашивает, почему работа еще не сделана. А когда приходит время показать результат, выясняется, что каждый представлял решение задачи по-своему.
Обобщенная оценка результата. Чтобы адекватно оценить достижения конкретного человека, недостаточно сравнить его показатели с идеалом.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Вера Жихарева