Цифровые пираты и копирайтные тролли: как работает защита авторских прав в интернете

Креативная экономика, «экономика знаний», «экономика творцов» — это индустрия заработка на интеллектуальной собственности: онлайн-курсах, статьях, видео, фотографиях, музыкальных композициях. Цифровые платформы дают каждому человеку возможность монетизировать свое творчество, но есть проблема: креаторы часто теряют прибыль из-за нарушителей авторских прав. Plus-one.ru разбирался, что делать, если вашей интеллектуальной собственностью воспользовались цифровые пираты, и как самому не стать нарушителем.

Копирайтные тролли выкладывают в сеть контент в качестве приманки, затем отслеживают скопировавших его пользователей и отсуживают у них внушительные компенсации

Авторское право в офлайн- и онлайн-пространстве — есть ли разница

По данным НИУ ВШЭ, из-за нарушения закона об интеллектуальной собственности экономика России ежегодно теряет 3,52 трлн руб. А упущенная прибыль от экспорта составляет 2,23 трлн руб. Но цифровое пиратство далеко не всегда остается безнаказанным. Так, в 2021 году суды в РФ рассмотрели 2 тыс. 433 дела по факту нарушения авторских прав и взыскали 134 млн руб.

Как отмечает юрист Андрей Макаров, закон об авторском праве работает одинаково как в реальной жизни, так и в цифровой среде. Это может показаться абсурдным, ведь одно дело — незаконно скопировать печатное издание, а другое — пост в соцсетях. Однако оба случая считаются нарушениями. Так, в судебной практике все чаще фигурируют ролики с YouTube — с точки зрения закона это охраняемые аудиовизуальные произведения. Объекты авторских прав перечислены в ст. 1259 ГК РФ, но в реальности их больше, так как креативные индустрии постоянно развиваются. Например, Гражданский кодекс Российской Федерации не упоминает подкасты и мемы, хотя они тоже находятся под его защитой.

По словам эксперта по медиаправу Алены Денисовой, многие люди недолюбливают закон, защищающий цифровой контент, и считают его средством наживы. Это связано как с расплывчатыми формулировками Гражданского кодекса (например, непонятно, что влияет на размер штрафа за нарушение исключительного права на произведение), так и с действиями copyright trolls (англ. «тролли авторского права», или «копирайтные тролли»).

Кто такие копирайтные тролли

Copyright trolls — это люди, злоупотребляющие законом об авторском праве. Они готовы подать в суд на всех, кто посягнул на их интеллектуальную собственность, даже если это несколько тысяч человек, скачавших видеоролик с котиками. Цель «копирайтных троллей» — не борьба с цифровым пиратством и восстановление справедливости, а зарабатывание денег.

«Тролль» выкладывает в сеть контент в качестве приманки, а затем отслеживает пользователей, которые его скопировали. Если не удается выйти на пользователя, он обращается к интернет-провайдеру и требует выдать нарушителя. Некоторые обвиняемые добровольно выплачивают «троллю» компенсацию, чтобы избежать судебных разбирательств и не испортить репутацию. Но подобная тактика опасна — она только увеличивает активность copyright trolls.

Кому принадлежит контент, опубликованный в соцсетях

Как отмечает директор по маркетингу и развитию новых инициатив VK Алексей Володин, большинство социальных сетей и других платформ являются информационными посредниками. Это значит, что они не имеют права запретить автору размещать свой контент где-то еще. Ограничения, не предусмотренные российским законодательством, тоже неправомерны.

Но есть и исключения. Например, правовой статус NFT-арта пока не определен, поэтому при его размещении стоит ориентироваться на правила платформы. Одни площадки настаивают на оригинальности работ, другие — нет.

Кому принадлежит контент, созданный на основе чужого контента

Распространенная форма заимствования — видоизменение контента. Например, нарезка видеороликов или их использование в качестве фона. По словам Алены Денисовой, согласно ст. 1274 ГК РФ такой контент можно использовать только в информационных, научных, учебных или культурных целях. Даже пара секунд видео может стать предметом судебного спора. Правда, многие владельцы контента не реагируют на такой формат заимствования, считая его бесплатной рекламой.

Авторское право при выполнении рабочих обязанностей

По закону исключительное право на служебные произведения (полученные в рамках выполнения трудовых обязанностей) принадлежит работодателю, если в договоре, заключенном между ним и сотрудником, не предусмотрено иное. Это правило распространяется как на креативы, так и на промышленную собственность — результаты интеллектуальной деятельности в области науки и производства, а также средства индивидуализации (например, товарные знаки, фирменные наименования продукции). Исключительное право позволяет работодателю распоряжаться авторскими произведениями, в том числе давать другим компаниям разрешение на их использование.

Как социальные сети помогают защитить авторские права

Рассмотрим на примере VK. По правилам социальной сети можно делать репосты, но нельзя выкладывать контент других людей от своего имени, даже с указанием авторства. Исключение — если человек дал на это разрешение. В этом случае у вас появятся смежные права на использование контента (публикацию). Защиту смежных прав регулирует Глава 71 ГК РФ.

Если ваш контент опубликован на чужой странице, а договориться с нарушителем не получилось, стоит отправить жалобу администрации VK. Это можно сделать через специальную форму — она находится в разделе «Правовая информация» во вкладке «Заявления, связанные с размещением контента».

Кроме того, у VK есть алгоритм, обнаруживающий нарушение авторских прав, — Немезида. Подобные есть и у других социальных сетей — благодаря им лента не состоит из одинаковых публикаций, а у пользователей есть мотивация создавать что-то новое. Немезида обеспечивает повышенные охваты первоисточнику записи и сообщает модераторам о неоригинальном контенте.

Судебные процессы в сфере креативной экономики

Согласно ст. 1301 ГК РФ «Ответственность за нарушение исключительного права на произведение» правообладатель может потребовать компенсацию в размере от 10 тысяч руб. до 5 млн руб. Он вправе назвать любую сумму в пределах этого интервала, но итоговое решение принимает судья. Нарушителя могут не только оштрафовать, но и привлечь к исправительным работам или даже лишить свободы. Например, в 2017 году житель Санкт-Петербурга получил 2,5 года условно за скачивание из интернета двух пиратских программ ООО «АСКОН-Системы проектирования». А в 2020 году новосибирская поэтесса отсудила у магазина «Рич Фэмили» 291 тыс. руб. за то, что аудиозапись ее стихотворения была использована для озвучивания музыкальной игрушки.

Защита авторских прав в интернете работает точечно. Всех нарушителей найти невозможно, поэтому, когда вы смотрите на поведение других пользователей, может появиться ощущение вседозволенности. Но за любое неправомерное заимствование человека могут привлечь к ответственности, поэтому рисковать не стоит. Кроме того, нарушение авторских прав влияет на все секторы экономики и угрожает благополучию страны.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева