Какой бывает маркировка продукции и как потребители к ней относятся

В последние годы можно наблюдать тенденцию: люди начинают обращать больше внимания на свое здоровье, в том числе придерживаться здорового питания и следить за качеством товаров. Разбираемся, как с этим связана маркировка продуктов.

К 2024 году вся продукция в РФ будет иметь уникальный код, что позволит гарантировать покупателям качественные товары

Зачем нужна маркировка

С помощью обязательной маркировки государство отслеживает цикл движения товара от производителя или импортера до конечного покупателя. Ее ввели в 2019 году, чтобы бороться с контрафактной продукцией, то есть подделками. Сейчас многим товарам, включая слабоалкогольные напитки, табак, молочную продукцию, лекарства, обувь, духи и шины, присваивается уникальный код. К 2024 году маркировка охватит все категории товаров. Благодаря этому получится избавить рынок от производителей, которые хотят скрыть доходы, а еще — гарантировать покупателям качественные товары.

Раньше власти тоже пытались контролировать товарооборот. Так, в 2005 году на бутылки и банки с алкоголем стали клеить акцизные марки. Делали это на этапе производства или во время ввоза продукции в страну. Таким образом государство получило сведения, сколько спиртного за год производится в стране, а сколько ввозится из-за границы. Однако анализ ситуации на рынке показал, что продается алкоголя больше, чем производится и ввозится, а значит, на территории страны есть контрафактная продукция.

После долгих проверок, подсчетов и рассмотрения различных вариантов решения проблемы в 2015 году в РФ появился закон, который обязал продавцов считывать маркировки алкогольной продукции. Благодаря этому Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР) узнала, сколько и какого алкоголя реализуют магазины. Это позволило на 20% снизить количество преступлений в сфере производства и оборота спирта.

Таким образом, маркировка выгодна в первую очередь государству — тем, что она помогает бороться с контрафактной продукцией. Предприниматели же, наоборот, жалуются на такую практику. Недовольство связано с тем, что легальному бизнесу приходится тратить деньги на покупку специального оборудования для считывания кодов. Кроме того, много ресурсов уходит и на дополнительный документооборот. Выгода для конечного потребителя состоит в том, что он становится защищен от подделок, однако цена продукта возрастает.

Наряду с обязательной маркировкой есть еще добровольная: в частности, к ней относятся почти все экомаркировки.

Виды экомаркировок

Экологическая маркировка продукта — это обозначение на упаковке товара, которое свидетельствует о том, что продукт экологически безопасен, выращен или произведен без использования химикатов, прошел добровольную сертификацию. Такая отметка может говорить об органическом происхождении продукта или этичности его производства. Не всегда маркировкой служит специальный значок. Иногда о ней свидетельствует надпись «органик» или «био» на упаковке. Подробнее об экологической маркировке читайте в нашей статье.

Как работает система маркировки

Обязательная маркировка представляет собой цифровой код, который содержит информацию о продукте и о его передвижениях. Генерирует и выдает маркировочные коды оператор системы маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Коды зашифрованы, подделать их не получится, повторно использовать — тоже. Действие кода маркировки заканчивается, когда товар попадает к конечному потребителю.

Как проходит процесс маркировки:

1

Производитель получает от оператора коды и наносит их на упаковку товара.

2

Во время отгрузки товаров производитель отправляет дистрибьютору документы со списком кодов.

3

Дистрибьютор сравнивает коды в документах и на товарах и заносит в государственную информационную систему маркировки.

4

Дистрибьютор направляет товары дальше — на базы или в магазины.

5

Во время продажи конечному потребителю кассир сканирует маркировочный код, а оператор фискальных данных (организация-посредник между онлайн-кассой и налоговой службой) добавляет его в чек и передает в систему маркировки, после чего код выбывает из оборота.

Таким образом, контрольные органы всегда могут узнать, где находится конкретная единица товара, а покупатель может считать код с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК», которое можно скачать как на Android, так и на iPhone, и убедиться, что товар легален.

Большинство россиян положительно относятся к разным видам маркировки и часто выбирают товары, ориентируясь на нее

Реакция потребителей на маркировку

Чтобы выяснить отношение обычных потребителей к обязательной маркировке, ВЦИОМ в 2020 году провел опрос. Результаты показали, что 73% россиян относятся к инициативе положительно. Чуть меньше половины опрошенных сказали, что обязательная маркировка позволит снизить количество контрафактной продукции в стране, а почти 60% уверены в том, что нововведение повысит защищенность покупателей. При этом большинство респондентов не хотят много платить за безопасность. Преобладающее число опрошенных готовы выложить за маркированный товар до 5% больше, чем за его неверифицированный аналог.

А в 2022 году департамент маркетинга Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ провел эксперимент, в рамках которого потребителям предложили оценить несколько видов шоколада в идентичной упаковке, но с разными маркировками. На одних была надпись «без сахара», на других — «веган», на третьих — «экстра какао». Также были упаковки без маркировки. Результаты удивили.

Так, женщинам больше всего понравился вкус шоколада «без сахара». И они были готовы заплатить за него больше, чем мужчины: продукт был оценен как более подходящий для здорового питания и менее сладкий, чем обычный.

Участникам исследования, которые вели здоровый образ жизни и следили за питанием, тоже больше всего пришелся по вкусу шоколад «без сахара». Однако, в отличие от других испытуемых, они ориентировались не только на маркировку, но и на состав продукта. Шоколад с маркировкой «веган» потребители оценили еще выше, хотя основным критерием стала польза для здоровья, а не сам вкус.

Выводы, которые дало исследование: российские потребители готовы платить больше за товары с маркировкой «без сахара», «веган» и им подобные даже в том случае, если они окажутся менее вкусными, чем традиционные продукты. Большинство же покупателей формируют ожидания от товара, опираясь на маркировку. И лишь немногие проверяют питательную ценность и состав продукта.

Важно, что обозначения, которые были использованы в эксперименте, условны: таких экомаркировок на самом деле не существует. Товары с реальными «зелеными» метками можно выбрать в приложении «Экополка», которое создало российское некоммерческое партнерство «Экологический союз».

ЦУР 12 и ЦУР 3

В 2015 году 193 страны ООН утвердили Цели устойчивого развития (ЦУР), которые планируется достичь до 2030 года. Реализация ЦУР № 12 — «Ответственное потребление и производство» — позволит перейти к рациональной и экологически ориентированной модели экономики. В рамках этой цели государство, бизнес и НКО будут содействовать применению устойчивых методов производства, а еще — повышать доступ к информации об образе жизни в гармонии с природой. Мы тоже можем этому способствовать, если будем внимательно относиться к тому, что покупаем, и отказываться от приобретения контрафактной продукции.

Вместе с тем такие практики приблизят нас к реализации ЦУР № 3 — «Хорошее здоровье и благополучие». Ведь наше самочувствие в немалой степени зависит от качества продуктов, которые мы едим.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Виталина Слепухова