Вакцины уже защитили человечество от краснухи, кори, дифтерии и других смертельно опасных болезней. Теперь ученые работают над инъекцией от онкологии, ежегодно уносящей жизни более 10 млн человек. Plus-one.ru разбиралcя, на каком этапе находится разработка препарата от рака.
Согласно общепринятой теории возникновения злокачественных опухолей, в нашем организме регулярно появляются клетки с мутировавшей ДНК. Их количество может увеличиваться под воздействием ультрафиолета, курения, сидячего образа жизни и других факторов. Иногда мутации оказываются фатальными, и клетки погибают. В остальных случаях их выявляет и уничтожает иммунная система.
Чтобы выжить, злокачественные клетки приспосабливаются к атакам организма и находят способ остаться незамеченными. Для этого они подавляют активность так называемых «контрольных точек» — рецепторов, расположенных на поверхности иммунных клеток. Добившись своего, раковые опухоли беспрепятственно прорастают в здоровые органы и попадают в кровеносную систему, распространяясь по всему организму. Из них развиваются вторичные образования — метастазы.
Относительно новый метод лечения онкологии — стимуляция иммунной системы. За его открытие в 2018 году ученые Джеймс Эллисон из США и Тасуку Хондзё из Японии получили Нобелевскую премию. В отличие от химиотерапии, иммунотерапия не уничтожает раковые клетки, а восстанавливает способность организма обнаруживать развитие новообразований и бороться с ними. Она проводится путем внутривенного введения препарата. Эффективность метода уже подтверждена: если раньше большинство людей с меланомой (агрессивной разновидностью рака кожи) погибали в первый год после постановки диагноза, то теперь даже на четвертой стадии заболевания каждый второй пациент может прожить шесть и более лет.
Но современная иммунотерапия несовершенна. Например, она опасна для пациентов с аутоиммунными заболеваниями, такими как псориаз. Кроме того, мишенью иммунной системы может стать не только злокачественная опухоль, но и здоровые ткани. В тяжелых случаях пациент умирает от повреждения сердца или другого жизненно важного органа. Сейчас ученые разрабатывают новые вакцины, способные лечить и предотвращать рак без опасных побочных эффектов.
Наиболее распространенная мутация, запускающая рост злокачественных опухолей, появляется в протоонкогене KRAS. Ее обнаруживают у 90% людей с раком поджелудочной и у 50% с раком кишечника. Разработка препарата, предотвращающего повреждение этого гена, стала перспективным направлением в медицине. Первым одобренным лекарственным средством стал «Соторасиб» (AMG 510), представленный американскими учеными. Он удерживает белок KRAS в неактивной форме и уменьшает размер опухоли в 82% случаев. Для сравнения: эффективность стандартной терапии не превышает 20%.
Один из авторов исследования — онколог Рамасвами Говиндан — отмечает, что «Соторасиб» проявил себя как эффективный препарат без опасных побочных эффектов. Да, около 70% пациентов, принимавших его, жаловались на усталость, тошноту и диарею. Но ни одно из этих состояний не вызывает опасений за жизнь, в отличие от побочных эффектов классической иммунотерапии. «Соторасиб» уже получил одобрение FDA (агентства Министерства здравоохранения США). Его назначают пациентам, опухоли которых трудно поддаются лечению.
Группа ученых из британского Института Фрэнсиса Крика под руководством Рейчел Амблер создала серию вакцин, помогающих иммунитету бороться с мутациями гена KRAS. Вакцины изготавливают из фрагментов белка раковых опухолей и антител, которые доставляют их к дендритным клеткам, помогающим организму идентифицировать и уничтожить злокачественные новообразования. Рейчел Амблер сравнивает механизм действия этого препарата с прививкой от гриппа.
В процессе тестирования вакцины-ингибитора на мышах выяснилось, что она на 50% повышает выживаемость при опухолях. А среди животных, которым искусственно стимулировали рост злокачественных новообразований, не заболели 40% вакцинированных особей и лишь 5% не получивших лекарство.
Рейчел Амблер отмечает, что, несмотря на впечатляющие результаты, панацея от рака пока не найдена. Проект находится на начальной стадии: предстоит подтвердить эффективность вакцины официальными клиническими испытаниями и убедиться, что при длительном применении в качестве профилактики у злокачественных клеток не появится резистентность (устойчивость) к ее действию.
Сейчас в мире есть только одна противоопухолевая вакцина, одобренная системой здравоохранения, — Sipuleucel-T, используемая для лечения рака предстательной железы. Ее применение продлевает жизнь пациентов лишь на четыре месяца, но ученые уверены: спасение человечества от онкологии — вопрос времени. Винод Балачандран, онколог и хирург-ученый из Мемориального онкологического центра Слоуна — Кеттеринга, отмечает, что разработкой противораковой вакцины занимаются десятки исследователей по всему миру. Понимание того, как организм борется с мутациями клеток, позволяет им двигаться в правильном направлении.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева