Как проектируют онлайн-курсы и из чего состоит их стоимость

В 2021 году доля онлайн-обучения выросла в три раза. В 2022-м тенденция продолжилась, показав рост на 23%. Востребованность делает создание образовательных программ ценным навыком. Однако нужно установить справедливую цену на готовый продукт. А для этого надо понимать, из чего складывается его стоимость. Объясняем по порядку.

C 2021 года онлайн-обучение активно развивается и становится привлекательной сферой для бизнеса

Цена любого продукта состоит из двух частей — себестоимости и наценки. В себестоимость заложены расходы на создание программы и ее реализацию. В том числе оплата работы специалистов, издержки, потраченное время и другие затраты. Наценка зависит от спроса на конкретную программу обучения и цены на аналогичные продукты.

С ценообразованием разобрались, переходим к проектированию образовательного опыта и технологии создания самого курса. Это делается поэтапно.

Мониторинг рынка

Изучить рынок нужно для того, чтобы понять, на какую специальность или навык сейчас идет самый высокий спрос. Для этого нужно оценить, насколько та или иная профессия востребована у целевой аудитории, много ли в сфере вакансий, сколько придется вложить в создание курса, какие цены предлагают конкуренты, какой спрос на учебный курс можно ожидать. То есть понять, окупит ли себя программа и стоит ли начинать ее разрабатывать.

Результаты опросов передают маркетинговым аналитикам. Те оценивают популярность темы образовательной программы в таргетированной и контекстной рекламе и прогнозируют спрос. После чего можно создать лендинг и протестировать гипотезу. Если анализ рынка показал, что прогнозы аналитиков и реальный спрос совпадают, можно переходить к разработке курса.

По некоторым специальностям требования сильно размыты. Поэтому, чтобы программа курса максимально закрывала требования реальных вакансий, нужно провести интервью с представителями профессии. Причем как со специалистами, так и с их руководителями. Кроме того, желательно опросить людей не только из крупных компаний, но и из средних и мелких, чтобы собрать полную картину.

Результаты опросов нужно объединить — например, в таблицу. После чего сформировать матрицу компетенций — перечень того, что должен знать и уметь конкретный специалист. Здесь нужно собрать не только навыки, но и конкретные задачи. После чего, на основании этого, вывести индикаторы, что должен уметь выпускник курса, чтобы он считался освоенным успешно.

При создании курса сначала лучше проработать практическую часть, а затем перейти к теории

Создание обучающей программы

На этом этапе в первую очередь идет разработка образовательного трека или сценария, то есть пути, который предстоит пройти студенту. Нужно определить цель курса, его темы и их последовательность, структуру уроков, а также наличие или отсутствие практических заданий, домашних, курсовых или дипломных работ. Кроме того, решить, на какой платформе будет размещен курс.

В составлении сценария участвуют методист, продюсер и практикующие эксперты индустрии. При выборе экспертов важно, чтобы они не только хорошо знали тему, но и могли доходчиво ее донести.

Если курс будет в видеоформате, в записи участвуют сами эксперты. Запись проходит по сценарию, чтобы специалист мог последовательно рассказать об особенностях обучения. Желательно, чтобы в создании программы участвовало не менее двух экспертов. Это обеспечивает второе мнение по теме. Кроме того, каждый из них может провести профессиональный аудит работы другого и предложить улучшения.

Работа экспертов оплачивается по одной из схем: определенная сумма, комиссия с прибыли или фиксированный гонорар плюс бонус с прибыли. Минимальная сумма оплаты одному эксперту — 50 тыс. руб., средняя — 150 тыс. руб.

Конечные затраты складываются из следующих составляющих:

45% — оплата работы экспертов

30% — создание программы курса

10% — разработка чек-листов, лонгридов и инструкций

5% — создание презентаций

5% — подготовка практических заданий

5% — разработка дипломных проектов

На основании такого распределения затрат нужно заранее решить, в каком формате выйдет учебный курс. Если это будут, например, письма, разработка обучающей программы обойдется гораздо дешевле, чем если курс будет в видеоформате.

Удобнее проектировать курс не с теории, а с практики. То есть двигаться от конкретных результатов к контенту. Определить, какой навык нужно развить, создать практическую задачу для этого навыка, а затем переходить к теоретической части.

Проектирование образовательного опыта

Не менее важная роль при создании курса — у методиста. Эксперты редко обладают педагогическими навыками, поэтому им сложно структурировать информацию от простой к сложной и выстраивать логическую последовательность. А методист берет эти функции на себя.

К выбору этого специалиста нужно подходить тщательно: убедиться, что он может поставить себя на место ученика, разбирается в методах обучения и знает, какой из них применить в каждом конкретном случае.

Методист проверяет сценарий, который составили эксперты, и улучшает его. Например, он подскажет, что эксперт использовал в речи непонятные студентам термины, и попросит их объяснить.

После работы над сценарием нужно определить, будет ли это теоретическая программа или практико-ориентированный учебный курс. В первом случае достаточно будет выпустить рассылку с серией писем. Во втором — включить в программу больше практических заданий, домашних и курсовых работ с обратной связью. Можно объединить форматы, включив геймификацию, чтобы студенты не заскучали в процессе обучения.

В создании онлайн-курса принимают участие не только эксперты, но и специалисты по съемке видео

Запись контента

Если обучающая программа будет в формате видеоуроков, их нужно записать. В процессе будут участвовать методист, продюсер и эксперты. Кроме того, подключаются новые участники группы по созданию курса — дизайнер, операторы, монтажеры, звукооператоры, гримеры и другие специалисты.

Помимо оплаты работы всех занятых в проекте специалистов, нужно учитывать расходы на аренду помещений для съемки и оборудования. За визуал в конечном итоге отвечает продюсер, поэтому он решает, какая будет локация для съемки.

Скорость записи видеороликов зависит от объема учебного курса. На каждый модуль нужно закладывать от одного до полутора месяцев — от начала работы до получения готового материала.

На этом этапе затраты складываются следующим образом:

60% — съемка в студии

20% — выездная съемка

15% — проведение вебинаров

5% — педагогический дизайн презентаций

На этом этапе работа по созданию обучающей программы заканчивается.

Сопровождение пользователей и анализ работ

Несмотря на то, что контент готов, этот этап подготовки обучающей программы не менее объемный, чем ее создание. Студенты начинают изучать уроки, с ними работают кураторы и эксперты. Кураторы общаются с учениками в чатах и отвечают на вопросы. Эксперты проверяют практические работы и дают обратную связь.

Не менее важная роль — у IT-специалистов, так как они отвечают за работу системы, в рамках которой проходит обучение. Они не только разрабатывают ее, но и следят за работоспособностью и оптимизируют производительность.

Большой блок работ связан с аналитикой. Для этого специалисты изучают значения посещаемости уроков, успеваемости студентов, время, за которое ученик проходит обучающий модуль, и другие параметры. Например, если какой-то из блоков большинство студентов проходит дольше остальных, то, возможно, тема сложная, а пояснений экспертов мало. Или допущена ошибка, и ее нужно исправить.

Проблему ищет продюсер, в том числе по комментариям студентов. Если показатели удовлетворенности учеников и их готовности рекомендовать учебный курс низкие, специалист выясняет причины и занимается доработкой.

При этом образовательные программы имеют «срок годности». Это связано с изменениями рынка, появлением новых инструментов и технологий. Каждый учебный курс рано или поздно становится неактуальным. Поэтому время от времени его нужно обновлять. Иногда достаточно записи дополнительных блоков, нередко приходится переписывать всю программу. Эти расходы тоже нужно закладывать в стоимость.

Нельзя забывать и о расходах на маркетинг, так как на протяжении всей «жизни» программы потребуется участие маркетологов, копирайтеров, дизайнеров, таргетологов, SMM-специалистов, верстальщиков, бренд-менеджеров и других специалистов.

Заключительный этап — сбор обратной связи от студентов, которые закончили обучение. Можно предложить выпускникам заполнить анкеты или взять у них интервью. Таким образом удастся понять, какие проблемы возникали у студентов и оправдались ли ожидания от учебного курса. Полученные данные отдают продуктовой команде, которая предлагает улучшения программы, тестирует их и внедряет в курс.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Виталина Слепухова