В марте 2022 года системы бесконтактной NFC-оплаты Google Pay и Apple Pay прекратили свою работу на территории России. С этого момента рассчитаться за товары или услуги, приложив к терминалу телефон или смарт-часы, стало практически невозможно. Зато появились другие варианты: например, на кассах некоторых магазинов можно оплачивать покупки, предъявив уникальный QR-код. Plus-one.ru — о том, как отечественные компании заменяют ушедшие сервисы мобильных платежей.
После блокировки Apple Pay и Google Pay люди стали чаще пользоваться банковскими картами: по данным платежного провайдера «ЮKassa» (входит в экосистему Сбера), с февраля по июнь 2022 года количество таких операций выросло на 22% и заняло 88% российского рынка онлайн-платежей. Альтернативные способы расчетов — сервис SberPay, электронный кошелек «ЮKassa», а также выставление счетов через соцсети и мессенджеры — тоже стали популярнее.
Некоторые российские платежные системы уже создали сервисы, призванные заместить Apple Pay и Google Pay. Например, Mir Pay, «СБПэй», «Яндекс Pay» и Tinkoff Pay. Но пока ни одному из них не удалось стать полноценной альтернативой ушедших способов онлайн-оплаты.
Так, к Mir Pay и «СБПэй» можно привязать только карты «Мир». Они составляют 32,5% от общего числа выданного пластика, и Банк России работает над увеличением этого показателя. Но необходимо учитывать: после того как Visa и Mastercard приостановили свою деятельность в России (отечественные карты перестали работать за пределами страны, а зарубежные — внутри нее) некоторые банки продлили срок действия своих карт: Альфа-Банк — до конца 2028 года, Московский кредитный банк — до конца 2030-го, Газпромбанк — навсегда. В такой ситуации распространение платежных систем, работающих с «Мир», может затянуться: пока у россиян закончится срок действия карт, оплата пластиком вновь станет привычной.
Кроме того, на смартфоны Apple невозможно установить какое-либо платежное приложение, кроме заблокированного Apple Pay. К слову, в 2020 году Россия заняла второе место в мире по количеству пользователей этого сервиса: в стране он был установлен на 20–25 млн iPhone. На первом месте — США, на третьем — Великобритания.
Сбер, «Тинькофф», «Альфа» и другие банки запустили систему оплаты по QR-коду. Она работает по следующему принципу: кассир пробивает товары и печатает предварительный чек. Покупатель сканирует QR-код, после чего на смартфоне открывается окно банковского приложения для подтверждения платежа. Сейчас финансовые организации работают над тем, чтобы упростить процесс оплаты, ведь метод «приложить карту к терминалу» выглядит более быстрым и привычным. Так, Сбер запустил систему платежей, где считывать QR-код нужно продавцу, а покупателю достаточно открыть приложение «Сбербанк Онлайн», нажать значок QR и перейти во вкладку «Оплатить». А в конце октября 2022 года аналогичный сервис стал доступен и пользователям Mir Pay.
Система оплаты по QR-коду требует не только «привыкания» пользователей, но и модернизации терминалов и программного обеспечения. Раньше обновлением инфраструктуры занимались Visa и MasterCard, а теперь эту задачу предстоит решать российским финансовым организациям. Пока этот вопрос остается нерешенным, банки разрабатывают альтернативные варианты бесконтактной оплаты.
Центробанк рассматривает возможность создания платежного приложения для смартфонов, к которому можно будет привязать Visa и MasterCard. Один из вариантов — доработка «СБПэй». Но сделать это моментально не удастся. Во-первых, с «СБПэй» работает не вся банковская инфраструктура. Необходимо модернизировать терминалы, подключать к сервису финансовые организации. Во-вторых, потребуется время на тестирование этой технологии и получение одобрения от НСПК. А еще есть риск, что Apple заблокирует этот сервис на всех своих устройствах — и у пользователей iPhone исчезнет последняя возможность оплачивать покупки смартфоном.
Продавец отправляет специальную платежную ссылку, а клиент переходит по ней и попадает на форму оплаты заказа. После ее заполнения и отправки с банковского счета списываются денежные средства. Также существуют чат-боты для приема оплаты — например, Промсвязьбанк (ПСБ) сделал такой в Telegram-канале. В чате можно как выставить счет, так и оплатить его нажатием одной кнопки.
ВТБ и Альфа-Банк объявили, что тоже создадут Telegram-бот для мобильных платежей. Главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов отметил, что пользователи банков в мессенджерах столкнутся с теми же рисками, что и при оплате на сайтах, в том числе с фишингом. Это вид интернет-мошенничества, при котором хакеры создают фейковый интернет-ресурс в надежде, что невнимательный человек оставит на нем свои данные.
Некоторые компании уже начали внедрять оплату по Face ID — технологии распознавания лиц. Например, X5 Retail Group (управляет сетью магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») совместно со Сбербанком встроила Face ID в кассы самообслуживания. Следующим шагом будет оснащение классических касс камерами, считывающими биометрические данные.
Оплата по Face ID есть и в Московском метро. Чтобы воспользоваться этим сервисом, необходимо зарегистрироваться в приложении «Метро Москвы», привязать к нему банковскую карту, «Тройку» и загрузить свое фото. Оплата проезда займет не больше секунды: достаточно встать на черный стикер, расположенный перед турникетом, и посмотреть в камеру.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева