Гиг-экономика: прогресс или возвращение в XIX век

Гиг-экономика (gig economy) совершила революцию на рынке труда и продолжает стремительно развиваться. Но у привлечения внештатных сотрудников есть и обратная сторона — как для компаний, так и для исполнителей.

Все больше крупных компаний мира отдают предпочтение фрилансерам, а не штатным сотрудникам

Как устроена гиг-экономика

Гиг-экономика — это разновидность фриланса (слово «гиг» пришло из мира джаза и означает «выступление», разовую подработку). Людей нанимают на конкретные проекты, где они выполняют поставленные задачи по краткосрочному договору. При этом бизнес платит исполнителю за результат, а не за количество отработанных часов. Таким образом, компании могут привлекать неограниченное число специалистов, не увеличивая штат. Можно обращаться как к экспертам, так и к неквалифицированным работникам — все зависит от выделенного бюджета и сложности задач.

Разновидность gig economy — платформенная занятость. Ее основа — информационные платформы, такие как Ozon, Uber, «Яндекс». Они делают взаимодействие клиентов и исполнителей проще и безопаснее, решая вопрос гарантии оплаты и выполнения услуг. При этом гиг-работники не могут объединяться и заключать коллективные соглашения — подобные действия расцениваются как картельный сговор (договоренности между конкурентами, нарушающие антимонопольное законодательство).

Благодаря гиг-экономике даже крупнейшие компании, услугами которых пользуются миллионы людей из разных стран мира, могут нанимать небольшое число работников. В штате международного сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar всего 300 человек, а онлайн-платформа для краткосрочной аренды жилья в любой точке планеты AirBnb заключила договоры с 800 сотрудниками. Такой подход к ведению бизнеса считается законным и не вредит репутации компании. Например, «Яндекс» тоже является активным участников gig economy, что не помешало ему возглавить рейтинг работодателей России по версии Forbes.

Gig economy как новая реальность

Гиг-экономика — одна из крупнейших сфер российской экономики, однако она практически никак не регулируется. По данным ФНС, в 2021 году число самозанятых превысило отметку в 2 млн человек и ежедневно увеличивается на 5 тысяч. Фрилансеров (в том числе не зарегистрированных в налоговой) еще больше — 14 млн. Эти данные могут быть неполными, точно определить, сколько людей вовлечены в гиг-экономику, практически невозможно.

В мире gig economy начала развиваться раньше, чем в России, и уже успела достичь внушительных масштабов. В развитых странах 20-30% трудоспособного населения — фрилансеры. По мере роста этого показателя перспектива окончательного отказа от классического варианта трудоустройства становится все более вероятной.

Гиг-экономика позволяет компаниям быстро решать свои задачи, а фрилансеру — зарабатывать

Преимущества гиг-экономики

Достоинство gig economy заключается в том, что она не вытесняет традиционную модель трудоустройства, а дополняет ее. Миллионы людей находят подработку в сети, чтобы увеличить свой заработок. А рост благосостояния стимулирует развитие экономики страны. Кроме того, на фрилансе можно самостоятельно регулировать количество рабочих часов, выбирать самые интересные проекты и увеличивать доход, повышая компетентность и стоимость услуг.

Для бизнеса гиг-экономика — это, в первую очередь, быстрое решение задач. Найти хорошего специалиста в штат непросто: нужно потратить время на просмотр резюме, провести собеседования с кандидатами, а иногда и подождать несколько недель, пока человек сможет приступить к работе. Сделав выбор в пользу фрилансеров, работодатель сокращает процесс решения задачи до нескольких дней. А если специалист не справится, ему можно не платить.

Еще один довод в пользу самозанятых — свежий взгляд со стороны. Компаниям с давно сформировавшейся командой может не хватать новых идей и подходов. Чтобы это исправить, достаточно привлечь нового сотрудника, который в курсе всех трендов и готов воплотить в жизнь самые смелые решения.

Обратная сторона медали

Правительство ввело режим самозанятости, но конкретных законодательных норм для выстраивания трудовых отношений с независимыми исполнителями нет, что представляет огромный риск для бизнеса. Компании учатся на своих ошибках. Пример — скандал, возникший из-за гибели в 2019 году курьера «Яндекс.Еды» от сердечного приступа. Компанию обвинили в эксплуатации сотрудников: в отсутствии гарантированного заработка, сжатых сроках доставки заказов, вынуждающих переходить на бег, и так далее. После этого «Яндекс.Еда» изменила условия труда курьеров: добавила в приложение возможность уйти на перерыв без разрешения супервайзера, ввела минимальную оплату труда, медосмотры и контроль за переработками.

Но что было бы, если бы от сердечного приступа скончался не курьер, а водитель такси, решивший взять побольше смен перед праздниками? В случае аварии клиент наверняка направит претензии агрегатору или даже подаст на него в суд. Но по закону возмещать физический и моральный ущерб должен водитель или подключенный к платформе таксопарк, а сам агрегатор рискует лишь своей репутацией.

Правда, закон не всегда встает на сторону платформ, которые не хотят, чтобы их считали работодателями. Так, суд в Нидерландах признал водителей Uber полноправными сотрудниками и обязал компанию выполнять стандартные условия трудового соглашения. Это решение было мотивировано тем, что агрегатор отслеживает местоположение и время работы водителей, а также может «уволить» их, то есть запретить пользоваться сервисом. Это напомнило судье поведение работодателя, хотя формально Uber таковым не является. Для сравнения: спор в Пекине между водителями и платформой EDJand закончился иначе — суд решил, что агрегатор не несет ответственности за ДТП.

Для фрилансеров работа по правилам гиг-экономики означает отсутствие таких понятий, как «оплачиваемые больничные и отпуска», «гарантированная занятость», «стабильный доход», «пенсия». Сложно предугадать, когда закончится проект, а быстрый поиск нового работодателя может затруднить высокая конкуренция.

Бесплатная работа

Исследование Международной организации труда показало, что зачастую фрилансеры и самозанятые вынуждены «платить, чтобы поработать»: покупать ноутбук, программное обеспечение, велосипед, смартфон и так далее. Повышение квалификации и получение дополнительных навыков, необходимых для трудоустройства, тоже оплачивают сами гиг-работники. Если учесть, что стабильная занятость не гарантирована даже успешным работникам, расходы могут не окупиться.

В gig economy принято платить только за результат, даже если работник теряет время не по своей вине, например ждет, когда клиент освободится и откроет дверь. По этой причине ее называют откатом в XIX век, когда нью-йоркские швеи по 12-14 часов работали на дому по сдельной оплате, а работодатель не предоставлял им никаких социальных гарантий.

С другой стороны, людей, которых не пугают особенности гиг-экономики, становится все больше. HR-эксперт, консультант рейтинга работодателей России hh.ru Елена Лондарь отмечает, что приоритет современной молодежи — поиск себя, а не стабильная зарплата, социальные гарантии и предсказуемое будущее.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева