1 июня 2021 года вступил в силу закон о просветительской деятельности. Еще на стадии рассмотрения он вызвал у экспертов немало опасений и вопросов. Петицию против закона подписали более 240 тысяч человек, а декларацию, созданную с целью его отмены, — около 1200 ученых. Plus-one.ru разбирался, как закон о просвещении изменил жизнь россиян и можно ли теперь делиться знаниями без лицензии.
Просветительская деятельность — это передача знаний, навыков и культурных ценностей вне рамок образовательных программ. В последние годы эта сфера быстро развивалась: просветительские проекты по самым разным вопросам появлялись как онлайн, так и офлайн. Например, к просветителям относятся люди, которые проводят курсы рисования или тренинги личностного роста.
Отсутствие контроля над тем, чему учат россиян, встревожило представителей власти. Заместитель председателя наблюдательного совета общества «Знание», осуществляющего просветительскую работу в регионах, Любовь Духанина пояснила, что злоумышленники могут воспользоваться доверием аудитории в своих целях. Примеры злоупотреблений — разжигание ненависти женщин к мужчинам, неверующих — к верующим, русских — к представителям других национальностей. По мнению Любови Духаниной, такое часто происходит в интернет-сообществах и блогах публичных персон.
Чтобы оградить граждан от злоумышленников, было решено внести поправки в закон «Об образовании». Однако в пояснительной записке к законопроекту отмечено, что его основная цель — противодействие деструктивной зарубежной пропаганде: распространению идей, подрывающих доверие к власти, искажающих общепризнанную трактовку исторических событий, и т. д. Это значит, что пристальнее всего чиновники будут наблюдать за организациями и лицами, признанными иностранными агентами. Но международные связи — далеко не единственное, за что просветителей могут привлечь к ответственности.
В проекте постановления правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» указано, что для ее проведения нужно заключить договор об оказании услуг с научным, образовательным или культурным учреждением. Исключение сделано только для органов государственной власти.
Общее требование для физических лиц, желающих заключить такой договор, — наличие профильного среднего или высшего образования, не менее двух лет участвовать в реализации социальных проектов и общественно значимых инициатив либо работать в сфере, связанной с просвещением. Также придется подтвердить отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, перечисленных в ст. 331 ТК РФ (в том числе непогашенной судимости за тяжкие преступления, недееспособности).
К юридическим лицам предъявляются следующие требования:
отсутствие статуса иностранного агента
все задолженности должны быть погашены
в организации есть сотрудники, имеющие право заниматься педагогической деятельностью
На сайте компании должна быть указана:
информация о дате ее регистрации, список учредителей, юридический адрес, контактные телефоны, email
квалификация, уровень образования и опыт работы сотрудников, которые будут заниматься просвещением, а также сведения о заключенных с ними договорах
Авторы законопроекта запретили просветителям побуждать аудиторию к нарушению законодательства, пропагандировать превосходство отдельных групп (например, с определенным вероисповеданием или социальным статусом) и разжигать вражду.
В марте 2022 года Минпросвещения РФ обновило правила, регулирующие просветительскую деятельность. Сейчас документ проходит этап публичного обсуждения.
Главное отличие — образовательная деятельность осуществляется по заранее составленной программе с перечнем изучаемых тем, количеством учебных часов, графиком занятий, указанием способа проверки и оценки знаний. Успешным ученикам выдают дипломы или сертификаты.
Но не все так просто, ведь организация может одновременно заниматься и образовательной, и просветительской деятельностью. Например, если университет записывает видеолекции, которых нет в учебной программе, они попадут в категорию «просвещение».
Чтобы заниматься образовательной деятельностью (за исключением разовых консультаций, они не в счет), придется получить лицензию в Обрнадзоре вашего региона. Для офлайн-обучения также потребуется разрешение от Государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора. В некоторых случаях, например при открытии детского образовательного центра, необходимо пройти проверку Центра гигиены и эпидемиологии.
Поправки к закону «Об образовании» вызвали бурную общественную дискуссию. Ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга (ГАИШ) Сергей Попов отметил, что создание образовательного контента для сайтов, подкастов, YouTube-каналов и других ресурсов зачастую основано на творческом порыве и далеко не каждый захочет узаконивать свои действия. Одни будут опасаться, что скажут лишнее слово, другие не станут предпринимать усилия для получения лицензии.
Астрофизик опасается, что из-за принятых поправок сфера образования в Российской Федерации обеднеет. С этим согласна научная журналистка Ольга Орлова. Она отметила, что многие люди вкладывают в проект время и деньги, не получая финансовой отдачи. Неудивительно, если кто-то из них утратит энтузиазм, столкнувшись с жесткими рамками закона.
Екатерина Рыбакова, сооснователь частной филантропической организации «Рыбаков Фонд» считает, что у школ стало меньше возможностей для всестороннего развития детей. Речь идет о том, что не предусматривает образовательная программа. Например, об организации выступлений ветеранов, местных предпринимателей, выпускников, врачей. Пригласить специалистов, готовых провести мастер-класс, теперь тоже проблематично, ведь не каждый захочет собирать пакет документов.
В течение 2021 года петиция против закона о просвещении собрала 247 895 подписей, а декларацию, призывающую отменить поправки, подписали 1200 ученых, в том числе представители Российской академии наук (РАН). Они уверены: новый законопроект будет тормозить популяризацию науки в стране и помешает развитию международных связей между исследователями.
Кроме того, против поправок высказалась Счетная палата России. В ее отчете отмечено, что законопроект «избыточен», а за разжигание розни и так предусмотрено уголовное наказание. Аудиторы предупреждают, что под термин просветительская деятельность может попасть что угодно — от социальной некоммерческой организации до клуба по интересам.
С начала действия поправок просветители находятся под пристальным вниманием министерства образования, налоговой и других контролирующих органов, поэтому стоит ожидать всевозможных проверок.
Под особый контроль государства прежде всего угодили организации, получившие лицензию на осуществление образовательной деятельности. Раньше на факультативные занятия в школы и вузы можно было приглашать любых экспертов и читать там любые лекции: кто и что именно говорил никто не контролировал. Теперь власти проверяют, чтобы выступающие не сказали чего лишнего. После принятия поправок дополнительная работа в образовательных учреждениях должна строго соответствовать программе обучения. А если потребуется пригласить эксперта со стороны, с ним нужно будет заключить договор.
Российским учебным заведениям запрещено сотрудничать с частными лекторами и иностранными компаниями без предварительного согласования. Например, вузам нужно отправить запрос в Минобрнауки, детским садам и школам — в Минпросвещения, военным училищам — в Минобороны. Если договор уже заключен, нужно успеть согласовать его до 1 сентября 2022 года.
Конечно, государство не в силах контролировать все учебные заведения и онлайн-ресурсы, доступные россиянам, поэтому проверки проводятся выборочно или на основании жалоб граждан. Ясно одно — тем, кто делится с аудиторией знаниями и навыками, стоит внимательно относиться к своим словам.
Хотя правовые акты, необходимые для привлечения к ответственности по закону о просвещении, еще не разработаны, всем, кто выступает с лекциями или записывает подкасты, следует помнить о законах о контроле за деятельностью иноагентов, противодействии экстремизму, дискредитации правительства и вооруженных сил РФ.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Вера Жихарева