Интриганы и сплетники заслуженно считаются худшими коллегами. В самом деле, кому понравятся люди, которые распускают слухи и пользуются чужими слабостями в своих интересах? Избежать столкновения с токсичными сотрудниками удается не всегда, но это не значит, что нужно играть по чужим правилам. Plus-one.ru разбирался, как противостоять интригам на работе.
Американский психолог Джон Цион выделил пять типов интриганов:
Активист — уверен, что борется за «правое дело».
Лоббист — стремится отстоять свой проект любой ценой.
Советник — «глаза» и «уши» руководителя.
Всезнайка — имеет свое мнение по любому вопросу и делает вид, что знает все секреты коллег.
Закулисный интриган — коммуникабельный, легко входит в доверие к людям. Продвигается по карьерной лестнице за счет манипуляций, а не благодаря достижениям в работе.
Интриганом можно стать и непреднамеренно. Например, по секрету рассказать коллеге о своих домыслах насчет руководителя. Такой сотрудник не понимает, что вредит работе компании, распуская слухи. Как правило, с ним достаточно поговорить, объяснив последствия подобного поведения.
Люди, которые интригуют осознанно и наслаждаются результатом, гораздо опаснее. Они редко действуют открыто. Болезненные подколы они выдают за шутки, а, сплетничая, прячутся за маской правдолюба, готового в любой момент открыть людям истину.
Интриганы любопытны, осторожны и завистливы. Как правило, у них низкий уровень профессионализма и проблемы с самооценкой, поэтому они стремятся к успеху, собирая компромат на конкурентов. Это могут быть реальные, но преувеличенные факты, дополненные ложными выводами.
Более длительная тактика — изматывание противников. Любители интриг втираются в доверие к жертве: вместе ходят обедать, беседуют на деловые и личные темы. А нащупав слабые места, при всех ставят человека в неудобное положение.
Интриганы, решившиеся на открытое противостояние, жалуются на коллег в вышестоящие инстанции. По словам председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, этот метод часто используется в госструктурах.
Психология интриганов подробно описана в книге Йоппа Сгрийверса «Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе». Автор предлагает посмотреть на мир глазами манипуляторов и проверить, не узнаете ли вы себя в одном из них.
Некоторые руководители считают интриги на работе частью механизма внутренней конкуренции. Но на самом деле они мешают общему делу:
Приводят к текучести персонала. Согласно исследованию психологов Шарлотт Райнер и Лорали Кишли, каждая четвертая жертва издевательств и каждый пятый свидетель травли увольняются.
Подрывают авторитет начальства. Сотрудники, страдающие от действий интригана, ждут, когда руководитель вмешается и восстановит порядок. Не сделать этого, значит — показать свою слабость или лояльность к сплетням.
Тормозят бизнес-процессы. Обсуждение свежих сплетен может снизить продуктивность сотрудников. Их мысли будут заняты не работой, а шокирующими новостями, рассказанными интриганом.
Вносят раскол. Коллектив может разделиться на две группы — одни верят сплетням, а другие — нет. Естественно, о сплоченной работе в этом случае речи не идет.
Мешают руководителю принимать взвешенные решения. Например, при сокращении штата может возникнуть желание уволить тех, про кого распускают неприятные слухи, даже если они работают лучше остальных.
Борьба с интригами и психологическими притеснениями (моббингом) на работе должна быть всесторонней. Важно как участие руководителя, так и правильное поведение каждого сотрудника.
Консультант по подбору персонала компании World Staff Геннадий Пысанко отмечает, что интриги чаще всего возникают в компаниях со слабым корпоративным духом (где работники не готовы к взаимовыручке и достижению общих целей). Чтобы сплотить сотрудников, нужно:
Держать коллектив в курсе всего, что происходит в компании. Старайтесь делать акцент на общих достижениях, а не на успехах отдельных людей. Система поощрений и санкций должна быть прозрачной и понятной каждому.
Создать общий канал связи, например, чат в мессенджере. Это сближает и позволяет избежать эффекта «глухих телефонов», когда одна часть информации теряется, а другая искажается.
Знакомить команду с новичками. Можно делать это в неформальной обстановке, где каждый сможет расслабиться и проявить свои личные качества.
Организовать корпоративный досуг. Общие мероприятия снизят риск раскола коллектива на отдельные группы, враждующие между собой.
Руководителю важно четко показать свое негативное отношение к сплетням и интригам. Этой позиции стоит придерживаться даже во время неформальных встреч с коллективом.
По данным анонимного опроса, 40% американцев участвуют в офисных интригах. Более того, 78% опрошенных признались, что навредили бы неприятному коллеге, если бы были уверены в собственной безнаказанности. Это значит, что шанс ни разу не столкнуться с интриганом минимален.
Чтобы выжить в корпоративной борьбе, воспользуйтесь следующими советами:
Не участвуйте в обсуждении коллег и руководства. Подумайте, смогли бы вы сказать то же самое в присутствии этого человека? Если нет, лучше воздержаться от комментариев.
Старайтесь не говорить о своих слабых местах, страхах и опасениях. Недоброжелатели могут использовать эту информацию против вас, предварительно исказив ее и доведя до абсурда.
Не позволяйте себя скомпрометировать. Если по уважительной причине вы будете вынуждены опоздать на работу или уйти пораньше, предупредите начальство, даже если коллега обещает вас «прикрыть».
Поменьше говорите о личных успехах. Это может привести к зависти и сделать вас мишенью для интриганов.
Проверяйте всю информацию, которая до вас доходит, и не верьте сплетням.
Конечно, легко допустить оплошность и на корпоративе рассказать пару пикантных историй из собственной биографии. Но чтобы ни случилось, ведите себя уверенно — так интригану будет сложнее вам навредить.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Вера Жихарева