Демотивация персонала: способы преодоления

Заметив, что сотрудники не справляются со своими обязанностями или работают без прежнего рвения, руководству не стоит спешить с выводами. Мотивация и демотивация персонала зависят от целого ряда факторов, но при должном подходе их можно контролировать.

Личные обстоятельства, влияющие на качество работы

Внутренняя мотивация сотрудника будет низкой, если он не получает удовольствия от того, чем занимается. Отсутствие интереса к работе может быть связано со следующими причинами:

Скука. Согласно исследованию Job.ru, 46,6% сотрудников российских компаний готовы уйти с работы, которая им надоела, при наличии альтернативы. А 12,6% могут так поступить, даже в случае отсутствия подходящей вакансии.

Нет продвижения по карьерной лестнице. При этом важно помнить, что не все люди готовы к повышению в должности и связанной с ним ответственности. Чтобы ожидания и реальность совпали, обсудите карьерные возможности нового сотрудника на этапе собеседования с ним.

Квалификация человека слишком высокая для занимаемой им должности. Сотрудник может откликнуться на вакансию от безысходности или в надежде получить работу в новой сфере. А потом потерять интерес к своим обязанностям и начать страдать из-за нереализованного потенциала.

Если текущие проекты не соответствуют ожиданиям, материальное вознаграждение и вдохновляющие слова не помогут. Единственный способ избежать разрыва трудовых отношений — перевод на другую должность, если такая есть в компании.

Процесс демотивации также может начаться на фоне психологического дискомфорта от сплетен, интриг, конфликтов. В этом случае руководителю стоит вмешаться, выслушать обе стороны и предложить решение. Если отношения в коллективе дружественные, выстроены на взаимном уважении, достигать общих целей будет гораздо проще.

Финансовые факторы демотивации сотрудников

Низкая оплата труда, задержка выплат, отказ от возмещения расходов (за проезд, мобильную связь и т. д.) безусловно снижают мотивацию. Деньги являются одним из важнейших мотивов, побуждающих к труду. Поэтому, получив неожиданную просьбу сотрудника о прибавке к зарплате, начальнику лучше не спешить отвечать отказом. Возможно, он сможет взять на себя дополнительные задачи — и получать больше.

Демотивирует и система штрафов, которые обычно воспринимаются как что-то несправедливое. Ведь каждый может ошибиться или опоздать, и это не всегда связано с прохладным отношением к своим обязанностям. Штрафы нередко наталкивают людей на мысли об увольнении. Чтобы этого не случилось, важно не только наказывать рублем за просчеты, но и поощрять премиями за отлично выполненные проекты.

Если проблемы с дисциплиной все-таки появились, нужно отыскать их истинную причину. Возможно, сотрудник быстро справляется с текущими задачами, а оставшееся рабочее время посвящает личным делам. Но если речь идет о работнике, чья безответственность влияет на результаты, лучше будет расстаться с ним.

Моральные факторы демотивации персонала

Бесконечные замечания, выговоры и критика парализуют творческую инициативу, снижают производительность — это существенные причины демотивации сотрудников. Безусловно, обратная связь нужна, даже если она негативная. Но важно оценивать только фактический результат, не переходя на личности. Например: «В прошлом месяце у нас упало количество заявок. Это недопустимо, нужно исправить ситуацию».

Причиной увольнения может стать и эмоциональное напряжение, например, из-за поминутной отчетности о проделанной работе, установки контролирующих программ на компьютер. Степень влияния моральных факторов зависит от личных качеств сотрудника. Так, одни люди усерднее работают, зная, что руководитель следит за ними. А другие страдают от постоянной тревоги и не могут сосредоточиться. Чтобы понять, стоит ли контролировать сотрудников с помощью цифровых сервисов, нужно взвесить все «за» и «против». Как правило, строгий учет времени необходим при почасовой оплате. Те, кто работает сдельно, сами заинтересованы в том, чтобы продуктивно использовать каждую минуту.

Внешние причины демотивации персонала

К внешним обстоятельствам снижения мотивации персонала относятся неблагоприятные условия работы. Это может быть тесное, некрасивое помещение, отсутствие места для приема пищи. Не всегда комфортен и опен спейс, особенно если коллеги любят поговорить, а в наушниках соседа по столу всегда громко играет музыка. Постоянный шум может не только помешать сосредоточиться на работе, но и стать причиной ментальных проблем.

Условия труда оказывают существенное влияние на здоровье, поэтому требуется соблюдение норм, установленных в Трудовом кодексе РФ. Так, высота компьютерных стульев должна регулироваться, чтобы каждый смог занять правильное положение за монитором.

Представления сотрудников о комфорте могут отличаться. Согласно опросу компаний Future Workplace и View, 42% работников хотели бы самостоятельно менять уровень света, температуры и шума. Этого можно добиться, сделав рассадку свободной, но далеко не во всех офисах есть такая возможность.

Если не получается создать комфортные условия для каждого (например, конференц-залы для переговоров с клиентами и тихие зоны для составления отчетов и написания важных писем), стоит перевести часть персонала на удаленку.

Ошибки в коммуникации с подчиненными

1

Неправильный стиль общения. Например, одного из сотрудников назначили на руководящую должность, а коллеги продолжают разговаривать с ним по-панибратски, хотя в компании принято соблюдать субординацию. Это грозит конфликтом и другими проблемами, особенно если начальник еще не освоился в новой роли. Возможна и обратная ситуация, когда в организации демократия, а руководитель придерживается авторитарного стиля, то есть не обсуждает принятые решения и требует жесткой дисциплины.

2

Плохо налаженная коммуникация. Двусмысленная постановка задач и размытые дедлайны сбивают с цели и приводят к эмоциональному выгоранию. Сотрудник выполняет поручение в своем темпе и раздражается, когда руководитель спрашивает, почему работа еще не сделана. А когда приходит время показать результат, выясняется, что каждый представлял решение задачи по-своему.

3

Обобщенная оценка результата. Чтобы адекватно оценить достижения конкретного человека, недостаточно сравнить его показатели с идеалом.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Вера Жихарева