29 марта в Москве прошел круглый стол «„Зеленое“ финансирование: международный опыт и российская практика», организованный Российским национальным комитетом Международной торговой палаты — Всемирной организации бизнеса (ICC Russia). Участники обсудили глобальные тенденции в сфере выпуска «зеленых» облигаций, российские реалии и то, насколько последние далеки от первых.
«Зеленые» облигации представляют собой долговые инструменты, для которых характерна одна особенность: привлеченные с их помощью средства могут использоваться исключительно на «зеленые» нужды: развитие возобновляемой энергетики, внедрение энергоэффективных технологий, экологичное строительство, транспорт и другие. Данный сектор финансового рынка является относительно новым и быстрорастущим. Участники круглого стола озвучили ключевые тенденции последних двух лет.
1. Высокие темпы роста рынка «зеленых» облигаций. По данным Climate Bonds Initiative, в 2017 году в мире состоялось свыше 1,5 тысячи выпусков «зеленых» бондов, при этом было привлечено $155,5 млрд. Сумма стала рекордной за все время существования рынка. Также объем привлеченных в 2017 году средств существенно превысил результат 2016 года — 78 против 30%. Прогноз объема выпуска «зеленых» бондов на 2018 год сейчас находится на уровне $250–300 млрд.
2. Выход на рынок суверенных эмитентов, в том числе из развивающихся стран. Cуверенная «зеленая» облигация — это бонд, эмитированный государством, средства которого будут использованы на финансирование развития «зеленой» энергетики. Первый суверенный выпуск «зеленых» облигаций провела Польша в 2016 году. В 2017 году к тренду присоединилась Франция, а также такие развивающиеся страны, как Фиджи и Нигерия.
3. Диверсификация инструментов. Разнообразие видов «зеленых» облигаций растет. Например, в странах Юго-Восточной Азии активно развивается рынок «зеленых» исламских облигаций («зеленый» сукук). Такие облигации уже выпустили Индонезия и Малайзия, в настоящее время готовятся новые выпуски.
4. Стандартизация. Первые принципы «зеленых» облигаций появились в 2014 году, и после этого они претерпели существенные изменения. В настоящее время в мире развиваются страновые и региональные стандарты «зеленых» облигаций. Так, свои стандарты существуют в Индонезии, Кении, ЮАР. Региональные стандарты есть, например, у АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).
Учитывая изложенные тенденции, составление прогноза на текущий год не составляет труда. Во-первых, в 2018 году следует ожидать всплеска суверенных выпусков, в том числе в развивающихся странах. Во-вторых, будет продолжена работа по совершенствованию общих стандартов «зеленых» облигаций.
Некоторые российские эмитенты рассматривают возможность выпуска «зеленых» облигаций уже в 2018 году. Но к этим потенциальным выпускам пока много вопросов: насколько размещения будут «зелеными», как их провести, кто и как будет проверять соответствие этих выпусков принципам «зеленого» финансирования и т.д. Самая большая проблема, которая сейчас тормозит выпуск, — отсутствие базы инвесторов, декларирующих приверженность принципам устойчивого развития и заинтересованных в экологических и климатических проектах. В России есть отдельные участники, которые принимают на себя некоторые обязательства в данных сферах, но их пока меньшинство.
В России с конца прошлого года идут дискуссии о создании «зеленого» банка, который должен стать либо моделью управления, либо институтом развития. На такой банк будет возложено финансирование проектов в сфере экологии и устойчивого развития. Например, в России определены 300 компаний, являющихся основными загрязнителями. Таким компаниям понадобятся инвестиции в станции автоматического контроля выбросов. Будет расти потребность в переработке отходов, «зеленом» строительстве и транспорте, внедрении энергоэффективных технологий. Средства на эти проекты сможет предоставить «зеленый» банк.
В соответствии с разработанной концепцией новая финансовая организация должна быть на 100% государственной. Это позволит ей кредитоваться на выгодных условиях за рубежом, несмотря на санкции. Однако, согласно имеющемуся плану, государственные средства будут нужны лишь на первом этапе, в дальнейшем планируется использовать поступления от международных институтов развития, крайне заинтересованных в поддержке экологического сектора, а также эмиссию «зеленых» облигаций.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Автор
Татьяна Ланьшина, научный сотрудник Центра экономического моделирования энергетики и экологии РАНХиГС, российский координатор глобальной инициативы «Распределенная и локальная энергетика» (DALE)