Три дизайнерских решения для циклической экономики

Моду часто называют мимолетной. Однако истощение ресурсов и проблема уничтожения мусора создают тренд на вещи с длительным сроком годности, которые легко обменивать, чинить и улучшать. Товары, представленные в обзоре портала Greenbiz, могут стать частью повседневной реальности уже в ближайшие годы.

Растущая обувь

Разработки промышленного дизайнера Томаса Лича могут совершить революцию на рынке детской обуви. Его марка Shoey нацелена на сокращение массовых потерь ресурсов и денег.

Каждый год в мире выпускается 38 млрд пар детской обуви. Столь высокая цифра объясняется тем, что каждые три месяца детские стопы могут вырастать на половину обувного размера, и ботинки быстро оказываются на свалке.

Томас Лич разработал модель, материалы и детали которой являются заменяемыми. Обувь собирают по принципу конструктора, без клея. Вместо «одноразовой» покупки на сезон, клиенты смогут оформить абонемент и получать обувь, которая «растет» вместе с ногами их детей. Это значит, что производитель может вернуть материалы в производство, а владелец — заменить изношенные детали.

Сборная детская обувь Shoey

Вдохновение для обуви Shoey было вызвано желанием повторно использовать побочные продукты кожевенной промышленности. «Однако если делать действительно „циклическую“ обувь, кожу лучше не брать; я использовал ее, потому что хотел задействовать материал, который шел на выброс», — признается дизайнер.

Наушники напрокат

Голландский стартап Gerrard Street в лице дизайнеров Доруса Галамы и Тома Линдерса предлагает модульные наушники, которые можно арендовать дешевле, чем за $12 в месяц. Вышедшие из строя детали (у наушников это чаще всего кабель или разъем) пользователь отправляет компании-производителю и получает замену, в то время как владельцу обычных наушников при поломке чаще всего приходится с ними расстаться. По словам создателей, их наушники могут конкурировать с бюджетными марками по цене, обеспечивая при этом надежность и высокое качество звука; при традиционной модели продаж такое сочетание было бы невозможно.

Основатели Gerrard Street: Дорус Галама и Том Линдерс

«До покупки оценить качество звука в наушниках трудно, поэтому некоторые люди не покупают дорогие модели. Они заинтересованы в превосходном звучании, но не хотят платить больше $71–95», — поясняет Дорус Галама.

Пересобранные велосипеды

Нидерланды известны как королевство велосипедистов. В одном только Амстердаме их насчитывается свыше 800 тысяч. Между тем, ежегодно около 1 млн велосипедов отправляются на свалки, оказываются брошенными на улицах или утопленными в каналах. Этой ситуацией воспользовался предприниматель Тимен тер Хевен, основатель компании Roetz bikes.

«В Голландии огромные запасы бесплатных запчастей, — говорит он. — Вы просто спотыкаетесь о брошенные велосипеды».

Мастерская Roetz bikes в Амстердаме

Компания разбирает их, переделывает ряд запчастей в соответствии с современными стандартами и собирает из полученных деталей новые велосипеды на продажу. Тимен тер Хевен уверяет: экземпляры, покидающие его мастерскую, вовсе не похожи на монстров Франкенштейна и не выглядят собранными из хлама. Кроме того, по желанию заказчика новый велосипед могут сделать кастомным, а каждому клиенту выдается гарантия на пять лет.

Производителям в России нужна господдержка

Несмотря на то, что эти примеры приведены из опыта западных стран, они дают понимание и вдохновение, — считает эксперт в области устойчивого развития и циклической экономики Мария Жевлакова.

«Практика аренды вместо покупки и другие новые модели потребления неизбежно будут становиться все популярнее и выгоднее в новых моделях экономики, где мы будем платить реальную цену за товары и услуги. Реальная цена — это та, которая включает в себя, в том числе, экологические и социальные последствия производства и использования того или иного товара»

Мария Жевлакова, эксперт в области устойчивого развития и циклической экономики

Мария Жевлакова, эксперт в области устойчивого развития и циклической экономики

Однако чтобы это стало возможным, потребуется выполнение, как минимум, трех условий. Во-первых, это рост осведомленности и осознанности потребителей в части преимуществ «циклических» товаров и услуг. Во-вторых, это наличие удобной инфраструктуры, делающей новые модели потребления удобными и простыми. В-третьих, это государственное регулирование, которое поможет бизнесам (подобным тем, что описаны в статье) получать преференции за счет оказания меньшего воздействия на окружающую среду и бережного обращения с ресурсами.

По наблюдениям Ольги Сединкиной, старшего аналитика Института исследований развивающихся рынков (бизнес-школа «Сколково»), во многих сферах коммерческий потенциал циклической экономики не только в среднесрочной и долгосрочной, но и в краткосрочной перспективе существенно выше, чем в традиционных моделях.

«Выгода циклического подхода подтверждается практикой не только таких глобальных компаний как Patagonia, Renault, H&M, IKEA, Cisco или Phillips, но и российского крупного („Сибур“), среднего („ОптиКом“) и малого („Спасибо!“, Charity Shop) бизнеса. Несмотря на то, что большинство производителей в России перманентно находятся на грани выживания и отрицают жизнеспособность данного метода, ссылаясь на свой опыт и ориентируясь только на извлечение прибыли в ближайшем будущем, мы видим, что ситуация постепенно меняется. В связи с этим налоговые льготы, увеличение сборов за производство отходов, приоритет при осуществлении госзакупок и многое другое могут дать дополнительный толчок для развития новых моделей работы бизнеса»

Ольга Сединкина, старший аналитик Института исследований развивающихся рынков (бизнес-школа «Сколково»)

Ольга Сединкина, старший аналитик Института исследований развивающихся рынков (бизнес-школа «Сколково»)

Автор

Людмила Брус