Три дизайнерских решения для циклической экономики

Моду часто называют мимолетной. Однако истощение ресурсов и проблема уничтожения мусора создают тренд на вещи с длительным сроком годности, которые легко обменивать, чинить и улучшать. Товары, представленные в обзоре портала Greenbiz, могут стать частью повседневной реальности уже в ближайшие годы.

Растущая обувь

Разработки промышленного дизайнера Томаса Лича могут совершить революцию на рынке детской обуви. Его марка Shoey нацелена на сокращение массовых потерь ресурсов и денег.

Каждый год в мире выпускается 38 млрд пар детской обуви. Столь высокая цифра объясняется тем, что каждые три месяца детские стопы могут вырастать на половину обувного размера, и ботинки быстро оказываются на свалке.

Томас Лич разработал модель, материалы и детали которой являются заменяемыми. Обувь собирают по принципу конструктора, без клея. Вместо «одноразовой» покупки на сезон, клиенты смогут оформить абонемент и получать обувь, которая «растет» вместе с ногами их детей. Это значит, что производитель может вернуть материалы в производство, а владелец — заменить изношенные детали.

Сборная детская обувь Shoey
Сборная детская обувь Shoey

Вдохновение для обуви Shoey было вызвано желанием повторно использовать побочные продукты кожевенной промышленности. «Однако если делать действительно „циклическую“ обувь, кожу лучше не брать; я использовал ее, потому что хотел задействовать материал, который шел на выброс», — признается дизайнер.

Наушники напрокат

Голландский стартап Gerrard Street в лице дизайнеров Доруса Галамы и Тома Линдерса предлагает модульные наушники, которые можно арендовать дешевле, чем за $12 в месяц. Вышедшие из строя детали (у наушников это чаще всего кабель или разъем) пользователь отправляет компании-производителю и получает замену, в то время как владельцу обычных наушников при поломке чаще всего приходится с ними расстаться. По словам создателей, их наушники могут конкурировать с бюджетными марками по цене, обеспечивая при этом надежность и высокое качество звука; при традиционной модели продаж такое сочетание было бы невозможно.

Основатели Gerrard Street: Дорус Галама и Том Линдерс
Основатели Gerrard Street: Дорус Галама и Том Линдерс

«До покупки оценить качество звука в наушниках трудно, поэтому некоторые люди не покупают дорогие модели. Они заинтересованы в превосходном звучании, но не хотят платить больше $71–95», — поясняет Дорус Галама.

Пересобранные велосипеды

Нидерланды известны как королевство велосипедистов. В одном только Амстердаме их насчитывается свыше 800 тысяч. Между тем, ежегодно около 1 млн велосипедов отправляются на свалки, оказываются брошенными на улицах или утопленными в каналах. Этой ситуацией воспользовался предприниматель Тимен тер Хевен, основатель компании Roetz bikes.

«В Голландии огромные запасы бесплатных запчастей, — говорит он. — Вы просто спотыкаетесь о брошенные велосипеды».

Мастерская Roetz bikes в Амстердаме
Мастерская Roetz bikes в Амстердаме

Компания разбирает их, переделывает ряд запчастей в соответствии с современными стандартами и собирает из полученных деталей новые велосипеды на продажу. Тимен тер Хевен уверяет: экземпляры, покидающие его мастерскую, вовсе не похожи на монстров Франкенштейна и не выглядят собранными из хлама. Кроме того, по желанию заказчика новый велосипед могут сделать кастомным, а каждому клиенту выдается гарантия на пять лет.

Производителям в России нужна господдержка

Несмотря на то, что эти примеры приведены из опыта западных стран, они дают понимание и вдохновение, — считает эксперт в области устойчивого развития и циклической экономики Мария Жевлакова.

«Практика аренды вместо покупки и другие новые модели потребления неизбежно будут становиться все популярнее и выгоднее в новых моделях экономики, где мы будем платить реальную цену за товары и услуги. Реальная цена — это та, которая включает в себя, в том числе, экологические и социальные последствия производства и использования того или иного товара»

Мария Жевлакова, эксперт в области устойчивого развития и циклической экономики

Мария Жевлакова, эксперт в области устойчивого развития и циклической экономики

Однако чтобы это стало возможным, потребуется выполнение, как минимум, трех условий. Во-первых, это рост осведомленности и осознанности потребителей в части преимуществ «циклических» товаров и услуг. Во-вторых, это наличие удобной инфраструктуры, делающей новые модели потребления удобными и простыми. В-третьих, это государственное регулирование, которое поможет бизнесам (подобным тем, что описаны в статье) получать преференции за счет оказания меньшего воздействия на окружающую среду и бережного обращения с ресурсами.

По наблюдениям Ольги Сединкиной, старшего аналитика Института исследований развивающихся рынков (бизнес-школа «Сколково»), во многих сферах коммерческий потенциал циклической экономики не только в среднесрочной и долгосрочной, но и в краткосрочной перспективе существенно выше, чем в традиционных моделях.

«Выгода циклического подхода подтверждается практикой не только таких глобальных компаний как Patagonia, Renault, H&M, IKEA, Cisco или Phillips, но и российского крупного („Сибур“), среднего („ОптиКом“) и малого („Спасибо!“, Charity Shop) бизнеса. Несмотря на то, что большинство производителей в России перманентно находятся на грани выживания и отрицают жизнеспособность данного метода, ссылаясь на свой опыт и ориентируясь только на извлечение прибыли в ближайшем будущем, мы видим, что ситуация постепенно меняется. В связи с этим налоговые льготы, увеличение сборов за производство отходов, приоритет при осуществлении госзакупок и многое другое могут дать дополнительный толчок для развития новых моделей работы бизнеса»

Ольга Сединкина, старший аналитик Института исследований развивающихся рынков (бизнес-школа «Сколково»)

Ольга Сединкина, старший аналитик Института исследований развивающихся рынков (бизнес-школа «Сколково»)

Автор

Людмила Брус