Британский модный дом Burberry, выпускающий одежду, косметику и аксессуары премиум-класса, основанный в 1865 году, в 2017-м сжег предметы из прошлогодней коллекции на сумму 32 млн евро. Об этом сообщает BBC со ссылкой на годовой отчет компании.
Представители компании объясняют, что уничтожили коллекцию с целью защитить бренд от «осквернения» — в противном случае, эти вещи могли бы отправиться в дисконт-центр и обесценить компанию на рынке моды.
В компании отмечают, что акт сожжения совершили якобы в традициях ответственной экономики — из одежды получили электроэнергию, затем эту энергию использовали в производстве.
«Когда мы должны уничтожать продукты, мы делаем это ответственно, и мы продолжаем искать способы сокращения и обновления наших отходов», — цитирует BBC представителя модного дома.
Проект «+1» обратился к Ольге Джонстон-Антоновой, эксперту в области устойчивой моды, чтобы узнать, что на самом деле кроется за такой простой практикой, как сжигание устаревшей одежды.
«Когда сезонные коллекции не распродаются в срок, эксклюзивные бренды их уничтожают, часто неэкологичным способом, для поддержания цен и идеи ценности товара класса „роскошь“, а также для предотвращения попадания вещей на „серый рынок“, где циркулируют оригинальные вещи, а не подделки, но по заниженным ценам. То есть для предотвращения демпинга», — утверждает наша собеседница.
«В компании относительно новый CEO (главный исполнительный директор), Марко Гоббетти, который пришел в эту компанию из Celine в январе 2017 года, что для индустрии моды, короткий срок. Кроме того у Burberry, совсем новый креативный директор, Рикардо Тиши. Он возглавил креативную часть компании в марте 2018 года. До этого на протяжении 12 лет дизайнер был главой модного Дома Givenchy».
Чтобы решить проблему растраты ресурса Ольга Джонстон-Антонова предлагает обратить внимание не только на изменение подхода к ведению бизнеса, но и на роль законодательства в регулировании жизненного цикла ресурсов:
«Необходимо строить ответственный бизнес, в котором подобные „решения“ недопустимы. Экономический рост не сводится только к прибыли, он включает ценности, улучшающие жизнь людей, — делится эксперт. — Спасти положение может внедрение циклических бизнес моделей, позволяющих сохранить ресурсы в обороте и не стимулировать перепотребление. Вспомним все идеи циклической экономики. Также необходимо изменить и усилить законодательство, карающее компании за подобное поведение».
Помимо очевидного вреда окружающей среде, Burberry наносит еще и существенный социальный ущерб.
Эксперт обращает внимание и на безответственное уничтожение натуральных природных материалов: шерсти, хлопка, кожи, шелка, из которых сделана уничтоженная коллекция одежды и аксессуаров.
«Если к 2030 мы не перестроим свою деятельность так, чтобы прекратить эксплуатацию природных ресурсов, то в мире запустятся необратимые разрушительные процессы, которые мы не сможем остановить, а это ставит под угрозу наше существование. Отношение к природным ресурсам является решающим в предотвращении катастрофы», — сообщает наша собеседница, ссылаясь на политику в области устойчивого развития ООН.
Несмотря на то, что формально Burberry и другие бренды имеют полное право распоряжаться собственностью по своему усмотрению, существуют еще и нормы природоохранного законодательства. Как рассказала Ольга, в Великобритании все компании должны предотвращать появление отходов, а если они все же образовались, то объяснять откуда и почему не были предотвращены.
«Отправка на мусор считается крайней мерой, ее должны предварять решения о возможности новых способов использования вещей, ресайклинга, и только потом вывоза на мусор. Похоже что Природоохранное Агенство Великобритании (Environment Agency) займется расследованием стратегии отходов компании Burberry», — добавила эксперт.
Продукцию уничтожают бренды премиум-сегмента по всему миру, этим грешат, например, LVMH, Kering и Hermes.
Автор
Мария Сотскова