Российская нефть оказалась слишком дорогой

С 2030 года «зеленая энергетика» создаст сложности отечественным экспортерам

Компаний из Саудовской Аравии Saudi Aramco подсчитала себестоимость добычи нефти у ведущих игроков рынка. Согласно этим выкладкам, российская нефть обходится при добыче очень дорого: баррель стоит «на скважине» 42 доллара, если добывать на суше, и 44 доллара, если добывать на море. Этот показатель оказался одним из самых высоких в мире. Правда, несколько выше — у Казахстана, а также в США, на сланцевых проектах. Дорого добывают нефть также Индия и Китай, но их добыча не является значительной в мировых масштабах. У самой Саудовской Аравии добыча обходится в 17 долларов, это самый низкий показатель.

Одной из серьезных статей расходов в России являются налоги: они составляют около 32 долларов на баррель. Большое значение также имеют климатические условия, требующие серьезных затрат на инфраструктуру добычи, а также тот факт, что «легкие» месторождения в нашей стране близки к исчерпанию, и России приходится осваивать все более «трудные» месторождения.

Ранее Росстат публиковал данные, согласно которым себестоимость добычи нефти в нашей стране без учета акцизов и НДС составляет 31-32 доллара за баррель. По расчетам EY, фискальная доля в себестоимости составляет 60%. Легко видеть, что цифры «не бьются», и этому есть объяснение: около 40% добычи нефти в нашей стране проходит по льготным с точки зрения налогообложения правилам, что не всегда учитывают иностранные эксперты.

Высокие издержки приводят к тому, что примерно треть российской нефти невыгодна в добыче. Это следует из недавних выкладок Росреестра, который провел анализ как действующих, так и выявленных месторождений. Всего в России 2700 месторождений с общими запасами 28,9 млрд тонн. Нерентабельными оказалось 33% месторождений с общими запасами 5,7 млрд тонн. Оценка рентабельности проводилась из предположения мировых цен в 70 долларов за баррель, эксперты назвали это условие излишне оптимистичным. Таким образом, при худшей конъюнктуре мировых цен нерентабельных месторождений может оказаться больше.

Большинство автомобилей, зарегистрированных в городе Москве, оборудовано двигателями внутреннего сгорания. Около 90% парка легкового транспорта в качестве моторного топлива использует бензин. Более 80% парка грузового и общественного транспорта работает на дизельном топливе. Обновление автопарка происходит путём замещения старых автомобилей новыми на классических видах топлива, оборудованных лучшими системами очистки выбросов; внедрения экологически чистых видов топлива (компримированный природный газ — КПГ). Значительным преимуществом использования КПГ в качестве моторного топлива по сравнению с дизельным топливом является отсутствие в выбросах твёрдых частиц. Показатели выбросов остальных загрязняющих веществ соответствуют требованиям 4 и 5 экологических классов. При работе двигателей транспорта на КПГ ощутимо уменьшается их износ, а шум, по экспертным оценкам, снижается на 3-4 дБА. Москва проводит активную работу по формированию развитой газозаправочной инфраструктуры и увеличению количества общественного автомобильного транспорта, использующего в качестве моторного топлива компримированный природный газ. На городских маршрутах эксплуатируются 119 автобусов, использующих КПГ.

На горизонте примерно десяти лет развитие «зеленой» энергетики у стран-покупателей российской нефти и газа не будет оказывать существенного ценового давления на российских экспортеров, говорит старший аналитик компании Coface Анна Кокорева. Это связано с тем, что развитие ВИЭ также имеет свои ограничения, «так, не везде можно разместить ветряки, использование солнечных батарей также не везде оправдано», добавляет она. Огромное значение имеет и позиция нефтяного лобби. «Так, в США, несмотря на стремление развивать „зеленую“ энергетику, давление углеводородных лоббистов оказалось настолько сильным, что доля ВИЭ выросла незначительно. Влияние лоббистов и в будущем будет играть существенную роль», говорит Кокорева. Однако после 2030 года развитие «зеленых» проектов может оказывать уже существенное давление на российских экспортеров нефти, «и чем дальше, тем больше», резюмирует эксперт.

Автор

Лена Брессер