Экотуризм должен быть цивилизованным, а россияне — воспитанными

На ПМЭФ-2019 обсудили проблемы и перспективы развития экотуризма в России

Фото: ФГБУ «Национальный парк «Бикин»

Главными проблемами экологического («зеленого») туризма в России признали неразвитую инфраструктуру, транспортную недоступность, ценовую неконкурентоспособность, несовершенство законодательства, а также отсутствие территориального маркетинга и невежество жителей страны. Задачи и перспективы развития отрасли обсуждали участники сессии «В гармонии с планетой. Экотуризм: глобальный тренд или модное увлечение?» на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019).

«У нас двуединая задача: с одной стороны нужно сохранить, а с другой — показать. И вот задача сохранения исключает задачу показа. Или показывать надо с ограничением», — заметил зампред правительства РФ, руководитель аппарата правительства РФ Константин Чуйченко, констатируя, что богатство природы России предоставляет большие возможности, но в то же время нуждается в защите и бережном обращении.

Нужен ли России массовый экологический туризм?

Экотуризм считается быстроразвивающимся видом туризма. По оценкам Всемирной туристской организации, он входит в пять основных стратегических направлений развития туризма до 2020 года. Идеологически экотуризм нацелен на охрану природы и подразумевает экологическое просвещение туристов и местных жителей. Однако, как отметил губернатор Ленинградской области, председатель правительства Ленинградской области Александр Дрозденко, выезды на природу жителей региона обычно сопровождаются неблагоприятными последствиями. Причем не только для окружающей среды, но и для жизни самих туристов.

«Я хорошо знаю статистику: если в пятницу ожидаются солнечные суббота и воскресенье, значит в понедельник я весь день буду тушить лесные пожары и отвечать на вопросы местного населения: «Когда вы уберете здесь гору мусора?». Когда в Петербурге в выходные дожди, и все грустят, я радуюсь», — признался чиновник. Глава региона также обратил внимание на то, что каждое лето десятки жителей Ленинградской области тонут во время купания в непредназначенных для этого местах. Однако, по его словам, когда подобные пляжи передают в управление, облагораживают берега, расчищают мусор, устанавливают урны и мангалы и вводят плату за вход, жители региона, начинают возмущаться, что им не дают пользоваться услугами природы.

Участники дискуссии на ПМЭФ назвали одним из препятствий на пути развития в России экотуризма недостаток у жителей страны экологического образования и отсутствие эрудиции. Как пояснили эксперты, в мире существует несколько национальных парков, о которых знают все. В России же названия охраняемых природных территорий известны лишь узким специалистам. Кроме того, участники обсуждения отметили, что люди, живущие вблизи заповедников, не осведомлены о положительном эффекте от экотуризма. В частности, о том, что на обустроенных территориях, где туристам предлагают безопасность и  качественный сервис, создаются рабочие места, природа защищена, а инфраструктура приносит доход.

«Властям и бизнесу нужно создать такие условия, чтобы турист, приходя на территорию заказника, заповедника, особо охраняемой природной территории, пошел по тем маршрутам, которые принесут этой территории наименьший вред, — заметил Александр Дрозденко. — Туризм должен быть цивилизованным, культурным, люди должны быть воспитанными». Губернатор Ленинградской области согласился с остальными экспертами в том, что инфраструктура российского экотуризма не развита, а стихийные туристические стоянки на природе ничего, кроме пожаров и мусора, принести не могут.

Проблемы и решения

По оценкам Всемирной туристской организации, доля экологического туризма в мировом туризме составляет 10%. Из общего числа путешествующих в мире 30% идентифицируют себя экологическими туристами. Мировой доход от экотуризма составляет, по разным оценкам, от $170 млрд до $300 млрд. При этом США ежегодно получают от посещения природных территорий $14 млрд, Австралия — $3 млрд, Кения — $450 млн, Россия — лишь $11,7 млн. Такие данные привела руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Зарина Догузова. Ведомство провело исследование на основе открытых источников, выявив, что доля экотуризма в структуре российского туристического рынка составляет не более 2%. Однако, по мнению главы Ростуризма, у экотуризма есть шансы стать полноценной отраслью российской экономики.

Между тем огромный потенциал экологического туризма в России отмечал каждый участник дискуссии на ПМЭФ, признавая, что для этого стране следует сформировать условия, при которых государство сможет защищать и развивать богатые природные ресурсы, чтобы они в свою очередь приносили доход и повышали благосостояние коренных народов.

В качестве решения Зарина Догузова предложила создать достойную инфраструктуру, сделать посещение отдаленных природных территорий доступным по цене, рассказывать о существующих в России национальных парках, чтобы жители страны знали, куда они могут поехать, вовлекать местное население в развитие территорий и обучать специалистов в данной сфере. Кроме того, государству необходимо принять стандарты, по которым будут создаваться экологические тропы и сертифицироваться организации, предоставляющие услуги экотуристам.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что регулирование в отрасли действительно будет способствовать развитию экотуризма. Вопрос формирования инфраструктуры, по мнению ряда экспертов, нужно решать за счет бюджетных денег и общественных организаций. Однако большинство экспертов сомневаются, что экотуризм будет интересен бизнесу. Константин Чуйченко привел подсчеты по одному из заповедников, где сдали в эксплуатацию пять домов. Строительство каждого из них обошлось в 5 млн руб. Заповедник планирует сдавать домик за 10 тыс. руб. в сутки. Так как период аренды сезонно ограничивается 80-ю днями, получается оборот по домику — 800 тыс. руб. Из этих денег нужно вычесть затраты на зарплаты сотрудникам, электричество и другие нужды. Выходит, что окупаемость одного такого объекта — 15 лет.

«Бизнес такими подходами руководствоваться не сможет, потому что, если это кредитные деньги, тогда встает вопрос о самоокупаемости, выполнения обязательств перед банком. Поэтому пока не просматривается то, что бизнес придет», — считает Константин Чуйченко.

Участники дискуссии на ПМЭФ признали, что задачу развития экотуризма в стране еще предстоит решить. И для этого нужно будет готовить людей, создавать рабочие места, сервис, инфраструктуру, а также учиться привлекать инвестиции.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки