Работать нельзя остановиться. Часть II

На время пандемии многие компании перешли на дистанционный режим работы и постарались адаптироваться к новым условиям. Сотрудники организаций по-разному реагируют на значительные изменения рынка труда, а кадровые службы пытаются делать прогнозы, какими будут требования к соискателям после отмены карантина.

На удаленке люди стали больше работать

Переход на удаленную работу сопровождается изменениями рабочей атмосферы и распорядка. В прошлом году сотрудники компании Airtasker (разрабатывает онлайн-инструменты для контроля выполнения задач) опросили более 1 тыс. штатных сотрудников американских компаний, около половины из которых трудились удаленно. Исследователи выяснили, что работа из дома позволяет людям экономить время и деньги на ежедневных поездках в офис. А еще она повышает производительность их труда и положительно влияет на состояние их здоровья. При этом удаленные сотрудники чаще испытывали стресс и чувство тревоги. Но главное — они тратили на работу на 1,4 дня в месяц больше (на 16,8 дней в год), чем те, кто работал из офиса.

Во время карантина некоторые люди тоже начали работать больше обычного. В компании NordVPN Teams, предоставляющей VPN-сервисы, подсчитали, что после массового перехода на дистанционный режим жители Великобритании, Франции, Испании и Канады стали работать в среднем на два часа больше. В США продолжительность рабочего дня с 11 марта выросла на три часа, и вместо привычных восьми часов американцы стали проводить у компьютера одиннадцать. Авторы исследования заметили, что люди заканчивают рабочий день в обычное время, но начинают раньше — возможно, потому, что им не приходится тратить время на дорогу. Эксперт по цифровой конфиденциальности NordVPN Teams Даниэль Маркуссон отметил, что кризис сплотил команды и заставил людей работать более сосредоточенно. После пандемии, по его словам, многие компании изменят свое отношение к удаленной работе в лучшую сторону.

Директор по маркетингу Kelly Services (предоставляет решения в области аутсорсинга и управления персоналом) Жанна Волкова соглашается с тем, что экономия времени на дорогу позволила людям уделять работе больше времени. Свой вклад вносят и работодатели: они знают, что сотрудник сидит дома и его в любой момент можно застать на рабочем месте, а не на встрече, в дороге или в командировке, и могут просить его что-то делать в нерабочее время. «Следить за тем, чтобы люди не перерабатывали на удаленке, работодатели вряд ли будут, особенно сейчас, когда у них масса других проблем. Мне кажется, что выстраивание своего рабочего графика — это личная задача любого умного и работающего человека», — объясняет Жанна Волкова.

Руководитель карьерной практики в Лаборатории карьеры Алены Владимирской Анна Алфимова также считает, что следить за переработками должны сами сотрудники. «Любой контроль со стороны работодателя, даже в благих целях, обычно оборачивается стрессом команды и срывом сроков», — говорит она. Эксперт рекомендует приводить себя в порядок с утра, работать в специально оборудованном месте, делать зарядку по будильнику, общаться с командой, выходить в магазин после окончания рабочего дня.

Многим людям оказалось сложно привыкнуть к удаленной работе

Специалист по подбору персонала и основатель сервиса для поиска вакансий WeCruitr Джек Келли уверен, что после снятия ограничительных мер во многих компаниях пересмотрят свое отношение к удаленной работе. Сами сотрудники, по его словам, осознают, что, не тратя несколько часов в день на дорогу, они могут уделять больше времени своим близким и себе, своим хобби и увлечениям. Качество их жизни заметно повысится, и они станут чувствовать себя более счастливыми. «Трудно будет вытащить всех из дома, когда они почувствуют вкус свободы», — предполагает Джек Келли.

Работодатели в свою очередь поймут, что подчиненные могут работать дома не менее продуктивно, чем в офисе. А еще подсчитают, сколько денег можно сэкономить на аренде помещений и командировках. Впоследствии они начнут не только отказываться от офисов, но и проводить большую часть переговоров с партнерами и клиентами по видеоконференцсвязи, считает эксперт. О том, что после пандемии командировки уйдут в прошлое, также говорит основатель Microsoft Билл Гейтс. «Я не уверен, что мы вообще будем путешествовать по работе, — объяснил он в интервью LinkedIn. — То есть мы по-прежнему будем путешествовать по работе, но поездок станет намного меньше».

При этом российским компаниям пока трудно адаптироваться к удаленному режиму работы. «Спустя 2–3 недели становится понятно, что продуктивность падает вдвое, а требования клиентов растут примерно с таким же темпом, но в сторону увеличения, — говорит Анна Алфимова. — В условиях экстренного перехода на удаленный формат работы компании были вынуждены закупать новое оборудование, сервера, облачные решения и технику, не имея возможности к этому качественно подготовиться. Притом что от офисов пока никто не отказывается, а аренду снижать мало кто соглашается». Специалист прогнозирует, что часть сотрудников останется на удаленке, но не потому, что так удобнее, а потому, что они найдут в себе силы не работать на компанию. Остальные же после завершения карантина «поедут в свой офис на другой конец города с блаженными улыбками».

В кадровом агентстве Inter-HR также говорят о том, что многие работодатели не могут организовать работу удаленно так же хорошо, как в случае личного присутствия сотрудников на местах. Сами сотрудники, по словам экспертов, жалуются, что дома они менее организованны; у многих не получается собраться и сосредоточиться на работе, в том числе из-за детей, которым приходится дистанционно учиться.

Исследовательская компания Ipsos запустила проект Adapt! Emergency Monitoring, чтобы отслеживать изменения в поведении россиян в период самоизоляции. Вторая волна наблюдений, итоги которой были подведены 14 апреля, показала, что большинство респондентов (78%) по-прежнему не могут привыкнуть к новым условиям труда. Более 34% из них жалуются на то, что дома сложнее сосредоточиться на выполнении задач. Более 33% признаются, что не могут соблюдать баланс между личной жизнью и работой, и столько же — что им тяжело работать в присутствии детей и семьи. Респонденты также говорили о том, что они недостаточно общаются с коллегами, испытывают чувство скуки, тратят больше времени на приготовление еды. О переработках сообщили 18,3% опрошенных. Однако есть и те, кто постепенно адаптируется к работе в удаленном режиме. Так, доля тех, кого он устраивает, за неделю увеличилась на 6 процентных пунктов — до 22%. К преимуществам работы из дома респонденты причисляют экономию времени на дорогу (76%) и денег (64%), гибкий график (59%), возможность позже просыпаться (55%) и чаще заниматься домашними делами (43%).

Специалистам придется осваивать новые навыки, чтобы оставаться востребованными

Во многих других сферах из-за экономического кризиса и безработицы вырастет конкуренция за рабочие места, а значит, к соискателям будет предъявляться больше требований. Эксперты сходятся на том, что высокий спрос на рынке труда сохранится на медицинский персонал — начиная от врачей и медсестер и заканчивая провизорами в аптеках, а также на IT-специалистов. Востребованы будут и люди, которые работают на стыке новых технологий с медициной и биологией: биоинженеры, биотехнологи, инженеры-робототехники, специалисты по кибербезопасности.

Автор и редактор проекта «Атлас новых профессий» Мария Рамзаева обращает внимание на то, что после отмены карантина соискателям будет недостаточно только жестких навыков. В складывающихся условиях важно уметь работать в команде и уметь ее организовывать, нестандартно мыслить, не бояться принимать решения в режиме неопределенности. Преимущество будет и у тех кандидатов, которые хотя бы на базовом уровне разбираются в программировании и онлайн-инструментах. Вырастет спрос на специалистов в области антикризисного менеджмента и стресс-тестирования, а также тех, кто способен создать сильный бренд компании.

Анна Алфимова выделяет три навыка, которые нужно было развивать еще до пандемии и которые становятся особенно востребованными сейчас: умение говорить просто о сложном, экспертиза в области онлайн-продаж и продвижения, а также способность организовать процесс и разделить его на мелкие задачи. «Когда твой сотрудник в Zoom одной ногой отгоняет пса, другой ловит упавшую чашку, оставшуюся со вчерашнего обеда, и глазом незаметно подмигивает, чтобы все вокруг замолчали, он не в состоянии зафиксировать длинную цепочку размышлений. Хотите эффективной работы — дробите все на горошины вместо яблок. И это совсем не про микроменеджмент и тотальный контроль, это про бережное отношение к своему ближнему», — заключает специалист.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва