Продолжаем обзор профессий, которые в обозримом будущем рискуют исчезнуть с рынка труда.
Производством беспилотных автомобилей активно занимаются Google и Tesla. Аналогичные проекты создают и развивают многие гранды автоиндустрии. Технически вопрос в общих чертах решен, дело за законодателями. Большинство аналитиков дает профессии водителя не более 5–10 лет.
Вполне вероятно, что первыми под угрозой окажутся дальнобойщики. Свежий доклад IEA The Future of Trucks. Implications for Energy and the Environment высоко оценивает потенциал автономных автомобильных грузовых перевозок.
Переход на существующие технологии резко сократит затраты на транспортировку. Ведь в странах ЕС и США 30–60% расходов на перевозку грузов в автофурах приходится на зарплату водителям. Другое преимущество — сокращение энергозатрат на 15–25% за счет караванной и ночной перевозок, использования прогнозирующего круиз-контроля, сокращения аварий, пробок и улучшенной логистики.
Автономные грузовые перевозки уже используются в промышленности, например Rio Tinto с 2014 года использует 53 автономных грузовика для добычи руды. Проведены десятки экспериментов по перевозкам в традиционных режимах. Развивается направление электрогрузовиков, в Сан-Франциско уже работают 11 таких машин.
Только в США переход на автономную автомобильную транспортировку грузов может высвободить до 3,5 млн рабочих мест. При этом водители-дальнобойщики в Америке — одна из немногих профессий, где зарплата значительно превышает медианную и не требует университетского диплома.
На очереди и все остальные водители. В России, согласно ОНПЗ, профессия водителя является самой популярной — 7,07% от всей занятости, что составляет около 5 млн человек.
Процесс поиска и найма пока еще нужной рабочей силы все в большей степени автоматизируется и заменяется алгоритмами. Последние еще и оценивают работу сотрудников. В принципе, алгоритм, заменяющий кадровые службы, демонстрирует себя как нейтральный и свободный от предрассудков. Например, показывает выравнивание предпочтений в пользу найма женщин.
Однако засилье машин начинает волновать как потенциальных кандидатов на вакансии, так и профсоюзы. Автоматизированные алгоритмы найма могут сами генерировать те или иные предрассудки. Например, в тех случаях, когда модель машинного отбора разрабатывается на образцах, в которые преднамеренно или случайно были включены человеческие предпочтения. Поэтому во вступающем в силу в мае европейском законе General Data Protection Regulation специально отмечается, что наем не может осуществляться «исключительно на основе автоматизированных процессов».
Технологически и технически, из-за менее интенсивного трафика и более низких скоростей, вождение корабля является более простой задачей, чем вождение автомобиля. В мире существует несколько городов, использующих водные артерии в качестве основных транспортных магистралей.
В Амстердаме открыта пятилетняя программа, в рамках которой рассматривается возможность создания транспортной сети на основе автоматизированных плавсредств. Словом, водителей будут заменять не только в наземном транспорте, но и в водном.
Что касается океанских сухогрузов, танкеров и других больших кораблей, то и сейчас уровень автоматизации управления ими впечатляет. Люди выполняют надзорные функции и иногда участвуют в маневрах в случае интенсивного водного движения в портах. Если сравнить два примерно одинаковых по размерам и водоизмещению военных корабля — американский концепт ракетоносца проекта Arsenal (1996) и японский линкор «Ямато» (1937), то выяснится, что команда второго в 50 раз больше, что составляет 2500 человек против 50.
В мире, в том числе и в России, уже существуют фирмы, готовые построить роботизированный склад под ваши задачи. Например, американская компания Amazon внедряет уже восьмое поколение хранилищ, в одном из которых трудится 15 тысяч роботов.
Это небольшие тележки высотой всего 30 см, но способные перевозить более 300 кг груза. Перемещением управляет централизованная система — логистический искусственный интеллект, который стремится оптимизировать все транспортные транзакции внутри склада.
В основе решения Amazon — стартап Kiva Systems, приобретенный транснациональным гигантом за $775 млн. Сейчас Amazon активно ведет переговоры с правительством, чтобы получить разрешение использовать дроны для доставки небольших грузов на короткие расстояния. Основной предмет торга как раз заключается в том, что, по мнению властей, эта технология может быть внедрена только при условии сохранения количества рабочих мест. Камнем преткновения являются социальные последствия такой автоматизации.
Отметим, что профессия кладовщика популярна и в России. По данным Росстата, доля этих специалистов в общей занятости составляет 1%.
Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.
Авторы
Александр Зотин, старший научный сотрудник ВАВТ, Сергей Марков, специалист по машинному обучению и ИИ, основатель портала 22century.ru