Поколение Z: из яслей в бизнес

Четверо из десяти представителей поколения Z (людей, родившихся после 1996 года) планируют стать предпринимателями. Таковы результаты опроса, проведенного американским Центром дистанционного образования. Его авторы отмечают, что современные подростки ценят удовлетворенность работой больше, чем деньги. Кроме того, это первое поколение, родившееся в эпоху доступных высоких технологий, позволяющих получать информацию и учиться в режиме онлайн. Plus‑one.ru собрал истории юных предпринимателей, которые добились успеха в бизнесе, еще не получив школьный аттестат.

Интерес современных детей и подростков к предпринимательству не остался незамеченным и в России. Ввести в школах курс по пропагандированию создания собственного бизнеса предложил министр финансов Антон Силуанов. По его словам, школьников, которые планируют начать свое дело, нужно обучать и поддерживать.

«В детстве проще освоить так называемые „мягкие навыки“, soft skills. Например, умение общаться и договариваться можно развивать с двух лет, после двенадцати это делать сложнее, так как базовые черты личности уже сформировались, — объясняет Наталья Поротникова, сооснователь, директор образовательных программ бизнес-акселератора MyStarta. — Дети и подростки зачастую мыслят шире, чем взрослые, у них больше смелости и меньше ограничений, поэтому они придумывают интересные идеи. А вот превращать их в бизнес-модели нужно учить».

По мнению Натальи Поротниковой, заметить интерес детей к предпринимательству можно уже в начальной школе. «Если ваш ребенок, к примеру, продает одноклассникам сладости, делится с вами бизнес-идеями и хорошо считает доход, ни в коем случае не обвиняйте его в жадности и меркантильности. Читайте вместе с ним истории о том, как создаются компании, занимайтесь математикой, решайте простые бизнес-задачки. Используйте любые возможности для выступления ребенка перед публикой — это поможет ему стать уверенным в себе. И обязательно учите его обращать внимание на потребности окружающих», — рекомендует Наталья.

Алина Морс, США

История компании Zollipops началась с того, что ее будущую создательницу, 7-летнюю Алину Морс, угостили леденцом. Отец предупредил дочь, что если есть много конфет, заболят зубы. И тогда девочка решила придумать леденцы, которые не угрожают кариесом.

Два года Алина вместе с родителями экспериментировала на кухне, пока, наконец, не придумала леденцы без сахара с натуральными подсластителями. Они, по некоторым данным, даже полезны для зубов, потому что предотвращает развитие бактерий и появление налета.

Первыми магазинами, где можно было купить сладости Zollipops, стали точки сети здорового питания Whole Foods. В 2018 году, когда девочке было 13 лет, леденцы продавались уже в 7500 магазинах, а в команде Алины работали шесть человек. Выручка компании в 2018 году составила около $2 млн.

Андрей Терновский, Россия

Московский школьник Андрей Терновский в 17 лет создал сервис Chatroulette, позволяющий искать случайных собеседников для видеочата. Летом 2009 года будущий предприниматель подрабатывал в сувенирном магазине, где каждый день разговаривал с покупателями из разных концов света. Андрею пришло в голову воссоздать этот опыт онлайн. На создание программы у него ушло всего три дня.

Ссылки на свой сервис Андрей оставил на нескольких интернет-форумах. Сначала им воспользовались лишь 20 человек, но потом число пользователей стало удваиваться каждый день. Вскоре Терновский дал интервью газете The New York Times, после чего количество пользователей Chatroulette стало исчисляться миллионами, а с молодым человеком захотели встретиться сразу несколько американских инвесторов. Терновский провел в США деловые переговоры, но от продажи сервиса отказался. «Единственным инвестором стал мой папа — я взял у него $1000 на серверы», — рассказывает он.

Тимур Кузьмин, Россия

Бизнес петербуржца Тимура Кузьмина начался с шутки. Он часто проводил время в мастерской по ремонту кофейных автоматов в компании, которой частично владела его старшая сестра. Однажды 14-летний подросток решил разыграть тех, кто покупает кофе, — создал вирус, из-за которого на дисплее кофейного аппарата появлялись шутливые сообщения вроде «на сегодня кофе достаточно». Сестра не стала ругаться, а наняла Тимура на работу: он написал код, благодаря которому клиенты видели на экране предложения со скидками на разные товары и промоакциями. Так Тимур накопил начальный капитал на то, чтобы открыть собственное дело.

Стартап Vortex Sport Кузьмин запустил со своим тренером, чемпионом мира по боевому самбо Артуром Корчемным. Это поединки профессиональных спортсменов, которые при других обстоятельствах не могли бы встретиться на одной площадке. Чемпионы по кроссфиту соревнуются в силе и выносливости с самбистами, бодибилдеры — с паркурщиками. Поединки снимают на камеру и выкладывают на YouTube. Монетизировать проект, по словам Тимура, позволяют рекламные интеграции, проведение соревнований на партнерских площадках и выпуск брендированных товаров. Оборот Vortex Sport в прошлом году достиг 19 млн руб.

Дженк Оз, Великобритания

В 2019 году создатель развлекательной онлайн-платформы для детей и подростков iCoolKid 14-летний Дженк Оз стал самым молодым генеральным директором в Великобритании. Все началось с рассылки для одноклассников, которую Дженк запустил вместе с мамой в 8 лет. «После школы и в выходные мы с родителями ходили на всякие интересные мероприятия: я то брал уроки диджеинга, то смотрел мюзикл, то учился актерскому мастерству. Скоро одноклассники стали спрашивать, как на все это попасть, и мама начала отправлять другим родителям письма с анонсами», — рассказывает Оз.

Идея превратить рассылку в платформу о развлечениях для подростков пришла Дженку спустя пару месяцев, но на то, чтобы обдумать концепцию и разработать сайт, ушло целых три года. Сегодня на iCoolKid заходит 5 тыс. посетителей в день, а в команде Дженка работают шесть сотрудников. При этом Оз все еще учится в школе и признается, что руководить компанией иногда приходится в перерывах между уроками.

Себастьян Мартинес, США

«С самого раннего детства Себастьян был просто одержим носками», — рассказывает Рейчел Мартинес, мама юного владельца интернет-магазина забавных носков Себастьяна Мартинеса. Однажды она предложила сыну создать собственный дизайн носков, и он тут же нарисовал первый эскиз, а потом — еще несколько десятков. Будучи опытным менеджером по продажам, Рейчел помогла Себастьяну наладить производство и запустить интернет-магазин Are You Kidding Socks.

Сейчас Себастьяну 12 лет, а его компании — 6. Кроме родителей, ему помогает старший брат, 14-летний Брендон. Стоимость одной пары носков — $10–15, прибыль семейной компании в 2017 году составила $250 тыс. Треть выручки Are You Kidding Socks передают партнерским благотворительным организациям, значительная часть ассортимента тоже разработана в сотрудничестве с ними.

Автор

Анастасия Кокоурова