Ткани из фруктов способны сделать моду безопаснее для планеты, одновременно решив проблему утилизации органических отходов.
Дизайнер станет двигателем циклической экономики, считает эксперт в области устойчивой моды Ольга Джонстон. От выбора тканей для будущего изделия, красок, производственных технологий, формы и структуры зависит, долго ли товар сможет оставаться в производственном цикле, насколько легко его переделать либо переработать. Многие бренды уже ищут альтернативы синтетике, в первую очередь полиэстеру и нейлону, которые создаются из нефтепродуктов и провоцируют выбросы парниковых газов. Plus-one.ru собрал самые «вкусные» и натуральные варианты.
В 2016 году архитектор Джанпьеро Тесситоре и промышленный химик Франческо Мерлино основали компанию Vegea в Милане, объединившую сразу итальянские страсти: моду и вино. Итальянцы создают искусственную кожу из кожуры от винограда, стеблей и семян, оставшихся на винодельнях.
По подсчетам специалистов, ежегодно в мире производят 26 млрд литров вина и 7 млрд кг органических отходов, которые можно превратить в 3 млрд кв. м биоматериала.
В апреле этого года проект Vegea выиграл грант H&M Foundation в размере 300 тысяч евро на Global Change Award — ежегодном конкурсе инноваций в области дизайна, доставки, покупки, использования, переработки одежды и обуви, которые способны помочь модной индустрии перейти на модель циклической экономики.
Средства позволят стартапу запустить промышленное производство тканей и, как рассказала изданию Fashion United член команды Росселла Лонгобардо, «начать зеленую революцию в кожевенной промышленности». Vegea планирует поставлять материал брендам одежды, обуви и аксессуаров, производителям упаковки, мебели и автомобилей.
В прошлом году приз Global Change Awards в 150 тысяч евро взял другой «фруктовый проект» из Италии: компания Orange Fiber, основанная в 2014 году специалистом по тканям, материалам и новым фэшн-технологиям Адрианой Сантаночито. Идею создавать ткани из апельсинов Адриана вынашивала с того момента, когда впервые увидела груду выброшенных фруктов. Ежегодно в Италии на свалках оказываются 700 тысяч тонн апельсиновых отходов.
В 2013 году в лаборатории Миланского технического университета новатор доказала, что мечта осуществима. Ей удалось извлечь из цитрусового субпродукта целлюлозу и превратить волокна в материю, напоминающую по текстуре шелк.
В сентябре 2014 года стартап представил прототип ткани во время ежегодной модной ночи журнала Vogue (Vogue Fashion’s Night Out). В декабре следующего года в стране открыли первое пилотное производство материалов из апельсиновой кожуры. А в 2017 году итальянский бренд Salvatore Ferragamo выпустил первую капсульную коллекцию рубашек, платьев, брюк, шарфов из тканей Orange Fiber. Стартап также получил финансирование от лаборатории научных разработок и технологий для фэшн-индустрии Fashion Tech Lab, открытой российским предпринимателем Мирославой Думой в этом году.
Остатки от производства яблочного сока в провинции Больцано (Южный Тироль) на Севере Италии также служат основой для искусственной кожи. По данным Bolzano Bozen Magazine, яблочные сады в регионе занимают более 18 тыс. га, что сравнимо с 25 тыс. футбольных полей. Ежегодно местные фермеры снимают миллион плодов, а ведь это половина годового урожая яблок в Италии. Из мякоти фруктов делают сок, а оставшиеся семена и кожуру обычно сжигают.
Сотрудники дизайнерской компании из Гонконга Life Green собирают остатки с предприятий и за два месяца превращают в кожу для сумок, обуви, кошельков и чехлов для ноутбуков. «Человечество долгое время сжигало отходы, загрязняя воздух и почвы. Наша задача — создавать экологичные материалы. Мы хотим сделать все возможное, чтобы защитить окружающую среду и нашу землю в интересах будущих поколений», — рассказал руководитель отдела дизайна и производства в Life Green Генри Гонг.
Одежду из яблочных очистков шьет молодой итальянский кутюрье словенского происхождения Матеа Бенедетти. Первое платье «из кожуры» девушка представила в сентябре на конкурсе молодых дизайнеров CNMI Green Carpet Talent Competition, организованном консалтинговой компанией Eco-Age, Национальной палатой итальянской моды и онлайн-магазином люксовых товаров Value Retail, и церемонии вручения премии Green Carpet Fashion Awards на неделе моды в Италии, проходившей с 20 по 27 сентября. Правда, как призналась Матеа итальянскому Vogue, пока изделия только на 69% состоят из отходов. В составе есть полиуретаны. Помимо предметов одежды, модельер планирует создавать из яблочной кожи сумки и обувь.
Ткань Piñatex (Пинатекс) — инновация не из Италии, но также из плодородной теплой страны. В 2013 году испанский специалист Кармен Хийоса основала компанию Ananas Anam по производству искусственной кожи из волокон ананасовых листьев. Об альтернативных биоматериалах Кармен задумалась во время работы консультантом на предприятиях кожеобрабатывающей промышленности на Филиппинах. Местная искусственная кожа получалась плохого качества. К тому же производства негативно влияли на здоровье рабочих и окружающую среду.
Путешествуя по стране, Кармен обратила внимание, что местные фермеры выращивают много ананасов: 2 458 420 тонн, по данным World Atlas (третье место в мире). После сбора урожая на полях оставалось много листьев, отличающихся особой прочностью и гибкостью.
Хийоса уволилась и поступила в Королевский колледж искусств (Royal College of Art) в Лондоне, где взялась за изучение свойств ананасовой листвы. За семь лет она получила степень доктора наук (PhD), запатентовала продукт и запустила собственные предприятия на Филиппинах.
По словам Кармен, производство «ананасовой кожи» не требует дополнительных ресурсов: земли, воды, пестицидов и удобрений. К тому же, после того, как фермеры первично обрабатывают листья, отделяя длинные волокна, они получают биомассу, которой могут подкармливать другие растения.
Из пинатекса шьют куртки, автомобильные сидения, чехлы для телефонов. Прототипы обуви из ананасовой кожи выпустили бренды Puma и Camper.
Как считает президент и главный исполнительный директор Совета модельеров Америки (CFDA) Стивен Кольб, подобные инновационные материалы предлагают покупателям лучший выбор и приближают индустрию к глобальной цели: сделать моду безопасной для планеты.
По словам Ольги Джонстон, будущее — за подобными инновациями. «Это как раз то, что должны исследовать наши ученые и должны знать наши дизайнеры. Есть ткани из молочного белка, из рыбной чешуи, из ананаса, эвкалипта, грибов. В Гонконге продают одежду для йоги из ткани из кофейной гущи, смешанной с переработанными ПЭТ-бутылками». Они позволяют не просто утилизировать отходы, а превращать их в полезную продукцию. Однако, как заметила эксперт, ткани — новые, и потребителю непривычны: «Я заходила во Флоренции в Ferragamo. Ткань напоминает шелк, но очень синтетическая на ощупь. Никто пока не может сказать, насколько сделанные из нее вещи приятны телу, красятся ли они».
Предстоит решить и вопрос с потребностью в тех тканях, которые сейчас изготавливают из нефтепродуктов. По данным Forbes, около 70 млн баррелей нефти используется ежегодно для производства полиэстера. На него приходится около 706 млрд кг парниковых газов, что соразмерно с годовыми выбросами 185 угольных электростанций.
По данным EcoWatch, во время производства нейлона выделяется закись азота, парниковый газ, влияние которого на климат в 300 раза больше, чем двуокиси углерода. 70 млн деревьев ежегодно срубается, чтобы получить целлюлозу для искусственного шелка и вискозы.
Многие дизайнеры обращаются к полиэстеру из вторичного пластика как к экологичной альтернативе. Однако эксперты напоминают, что перед переработкой ПЭТ-бутылки необходимо очистить от органических остатков и этикеток. А ведь этот процесс пока выполняется вручную, причем чаще всего — низкооплачиваемыми жителями развивающихся стран.
О других идеях циклического производства можно более подробно узнать на конференции «Управление изменениями. Экономика».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Варвара Селизарова