Москва входит в пятерку мегаполисов с самым большим объемом строительства

Британская аудиторско-консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала исследование под названием «Пространство города для человека». Его цель — проанализировать динамику градостроительного развития Москвы в сравнении с 13 мегаполисами мира: Барселоной, Берлином, Гонконгом, Лондоном, Мехико, Нью-Йорком, Парижем, Сан-Паулу, Сеулом, Сингапуром, Токио, Чикаго и Шанхаем. В исследовании рассматривается, какое влияние инфраструктура каждого из них оказывает на комфортность проживания горожан, на их здоровье и социальное благополучие и на природную среду города в целом.

Живописный мост

Для определения уровня градостроительного развития специалисты сравнили следующие показатели: комфортность города (ЖКХ, транспорт, места приложения труда, объекты социального обслуживания, торговли, культуры и досуга, рекреации), экологичность (нагрузка на природную среду), динамика градостроительного развития и внедрение новых технологий. При этом оценивались достаточность, финансовая доступность и близость объектов инфраструктуры и услуг, динамика и объемы их строительства, качество воздуха, потребление энергоресурсов, состояние почв и озеленение, мнение жителей, развитие «зеленого» строительства.

Эксперты разделили 14 мегаполисов на 4 группы

Аскеты — относительно невысокий уровень доступа к инфраструктуре и услугам при минимальной нагрузке на природную среду.

Альтруисты — высокий уровень развития инфраструктуры и услуг при бережном расходовании ресурсов и контролируемом воздействии на среду.

Эгоисты — большое потребление природных ресурсов при слабом развитии инфраструктуры на городской территории.

Гедонисты — высокий уровень развития инфраструктуры и услуг при активном использовании ресурсов и значительной нагрузке на среду.

Как отмечают специалисты, российской столице удалось добиться хороших результатов в развитии объектов социальной инфраструктуры, досуга и культуры с точки зрения близости парков и скверов к местам проживания и в сфере внутригородских пассажирских перевозок. Так, среднее расстояние до ближайшей школы в Москве равно 386 м (лучший результат из 14), тогда как в Шанхае оно составляет 2662 м (худший показатель). Число уникальных досуговых объектов в нашей столице в доступности от дома — 3,5 (3 место), а в Лондоне — 1,5 (последнее место). Доля москвичей, проживающих в пределах 750 м от парков, достигает 88% (4 место). Площадь Москвы в радиусе 500 м от остановок общественного транспорта охватывает 81% городской территории (4 место). Хотя саму достаточность транспорта (его наличие) оценили как одну из худших в рейтинге.

Исследование выявило и главные проблемы в градостроительном развитии Москвы. Речь идет об обеспеченности горожан жильем: его наличии и финансовой доступности. В столице на человека приходится всего 19 м² (12 место). Большие трудности у москвичей также вызывает удаленность мест работы от микрорайонов, где они живут. Среднее время в пути — 44 мин (13 место).

Так выглядят современные московские электропоезда

Москва входит в пятерку мегаполисов с самым большим среднедушевым объемом строительства в 2010-2017 гг. По мнению экспертов, ей свойственна рациональная модель градостроительного развития: властям удается эффективно использовать уже застроенные территории, повышая их полезную отдачу, при незначительном «расползании» мегаполиса в стороны на неосвоенные ранее участки. То есть увеличение площади застройки Москвы не приводит к снижению плотности населения и экономической деятельности, а наоборот, увеличивает эти показатели на уже освоенных землях. Так, согласно статистическим данным, с 2000 по 2014 гг. прирост плотности населения в Москве составил около 10%, а экономической деятельности — 50%.

На вопрос о том, заметно ли строительство в городе новых объектов, 84% москвичей (1 место) ответили утвердительно. Самый низкий результат в этом отношении показал Токио — 36%.

В столичных районах Японии по современным архитектурным проектах строят необычные дома

При этом 36% москвичей (9 место) жалуются на то, что муниципальные власти плохо их информируют о градостроительной политике и строительстве конкретных объектов. Для сравнения: 60% шанхайцев (1 место) утверждают, что владеют достаточной информацией на этот счет. Хуже всех осведомлены токийцы: только 14% из них в курсе событий.

33% москвичей (2 место) заявляют, что масштабное строительство и благоустройство улиц нарушают привычный уклад жизни. Больше недовольны только жители Мехико (40%). Самыми терпеливыми оказались шанхайцы: лишь 10% из них тревожат строительные работы.

Несмотря на неудобства, которые доставляет возведение новых городских объектов и транспортной инфраструктуры, 59% москвичей (4 место) поддерживают строительство и уверены, что новостройки в конечном итоге сделают их жизнь комфортнее. Самый большой оптимизм в этом плане проявляют шанхайцы (78%), а наименьший — берлинцы (32%). Помимо этого, 57% москвичей (3 место) убеждены, что строительные работы ведутся в нашей столице не хаотично, а продуманно, в соответствии с долгосрочным видением.

Среди представленных в исследовании мегаполисов Москва занимает второе место по площади после Шанхая, 2561 км² против 6341 км², и третье — по численности населения, 12,33 млн против 25,73 млн во все том же Шанхае.

Автор

Ирина Осипянц