Кому нужна нефинансовая отчетность?

К концу года по распоряжению правительства Минэкономики подготовит законопроект «О публичной нефинансовой отчетности (ПНО)». О том, какие изменения в связи с этим ждут российский бизнес, и почему многие крупные компании готовят ПНО уже сейчас, рассказала управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП и модератор секции «Бизнес» на Конференции +1 Елена Феоктистова.

Елена Феоктистова

—Какова мотивация тех компаний, которые занимаются составлением нефинансовой отчетности в России?

—Многие крупные компании раскрывают нефинансовую информацию в отчетах по устойчивому развитию, а также все чаще расширяют данные сведения в годовых отчетах. В национальном регистре на данный момент зарегистрировано более 800 самостоятельных нефинансовых отчетов (отчеты в области УР, экологические отчеты, социальные и интегрированные) 166-ти компаний. Что касается стимулов, то повышение информационной открытости — это условие ведения конкурентоспособного бизнеса. Иначе доверия инвесторов, партнеров, да и государства добиться очень сложно.

— Какие самые важные показатели отчетности для инвесторов?

—Сложно выделить пункты, которые были бы ключевыми для инвесторов, — они рассматриваются в комплексе. В частности, значение имеют показатели, связанные с изменением климата, воздействием на окружающую среду, внедрением низкоуглеродных технологий. Важны и социальные параметры: трудовые отношения, безопасность рабочих условий, права человека в аспекте предпринимательской деятельности. Если это компании, работающие на территории, где проживают малые народы, то это политика, связанная с учетом их интересов.

Повышение внимания к нефинансовым показателям — это абсолютный мировой тренд. На сегодня 58 мировых бирж заявили, что они вводят эти данные в отчетность для эмитентов и разрабатывают руководство по нефинансовой информации. Много инициатив возникло на уровне международных организаций, например ООН, на региональном уровне, как то: Совет Европы и Европейский союз, и на уровне отдельных стран. Они связаны с внедрением принципов ответственного инвестирования, то есть учета экологических и социальных действий компании на различные стороны жизни общества.

—Есть ли трудности с составлением нефинансовой отчетности у российских компаний? С чего начать компании, которая раньше этим не занималась?

—Первое, что нужно «новичкам», — понять, что нефинансовый отчет необходим самой компании. Процесс его подготовки повышает качество управления, поскольку обеспечивает мониторинг деятельности. Второе — следует выяснить, кто является заинтересованной стороной в нефинансовых показателях вашей организации. Понятно, что это весь финансовый сектор, инвесторы, акционеры, госструктуры, НКО и собственные работники. Именно с учетом интересов разных сторон необходимо выделить приоритетные темы и отразить их в отчете. Третье — необходимо овладеть инструментами правильного и качественного раскрытия информации. Разумно пользоваться уже существующими системами отчетности, где подробно объясняется, как обеспечить полноту и достоверность данных.

—Наверняка у компании может возникнуть соблазн внести некорректные данные, приукрасить результаты. Случается ли это и чем грозит?

—Любой отчет расширяет как возможности, так и риски. Это один из способов повышения доверия, поиска партнеров, инвесторов. В случае распространения недостоверной или некачественной информации к вам появятся дополнительные вопросы, возрастет опасность подорвать доверие. Компания рискует своей репутацией — ключевым стимулом для заботы о качестве информации. Отчет — не буклет и не сводка хороших дел, а диалог с заинтересованными сторонами. Важно показать не только возможности, но и проблемы своей деятельности. Дать понять, что компания эти проблемы видит и знает пути решения.

—Что даст принятие закона о нефинансовой отчетности в России, проект которого правительство должно принять до конца года?

—В мае 2017 года была принята концепция развития нефинансовой отчетности в России, закон — это первый шаг в ее реализации. То есть у нас уже есть дорожная карта, в каком направлении двигаться. Для некоторых компаний ПНО станет обязательной. В первую очередь будущий закон коснется госкорпораций и крупных организаций с государственным участием. На следующем этапе круг расширится до тех фирм, которые входят в котировальные списки Московской биржи. Предполагается, что в дальнейшем это коснется и крупнейших частных компаний.

Разработка законопроекта — это хороший сигнал в направлении повышения информационной открытости. В большинстве стран мира процессы по обязательному раскрытию нефинансовой отчетности давно идут, и России нельзя отставать. В обратном случае будет снижаться доверие к стране и к бизнесу в целом, даже к тем компаниям, которые по уровню открытости не отличаются от мировых.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Беседовала

Екатерина Селиванова