Как перезапустить бизнес после кризиса?

С окончанием карантина пострадавший от пандемии бизнес возвращается к работе, но его трудности только начинаются. В борьбе за выживание топ-менеджерам и предпринимателям легко забыть о влиянии своей компании на окружающую среду и человеческие отношения.

Вместе с двумя экспертами по устойчивому развитию разберемся, как ценности ответственного бизнеса помогают разработать эффективную антикризисную стратегию.

Первое, с чем надо примириться: дела не наладятся сразу после отмены всех ограничений, открытия границ и даже после изобретения вакцины от коронавируса. Экономике потребуется время на восстановление. Поставщики не всегда смогут соблюдать свои обязательства, а клиенты — платить по счетам.

Это не первый кризис, и опытные бизнесмены понимают, что надо готовиться к долгой борьбе. И все же этот кризис не такой, как другие. Он влияет на наши эмоции и образ жизни. Музеи, театры и торговые ряды, работавшие даже во время войны, закрылись на карантин весной 2020 года. Когда сводки новостей начинаются с многотысячного прироста числа заболевших, а в магазинах люди обходят друг друга, соблюдая дистанцию, сложно остаться эмоционально нейтральным, даже если вы — топ-менеджер или собственник крупной компании.

Йоханнес Другхааг, доктор экономических наук из Нидерландов, бизнес-коуч и эксперт по эмоциональным компетенциям в бизнесе

На коронавирус все реагируют по-разному. Некоторые воспринимают ситуацию слишком драматично или недостаточно серьезно. Мы должны научиться этим управлять.

Наши предприятия будут работать иначе, чем в прошлом. То же касается и наших команд. Эмоции будут играть гораздо большую роль в нашей деловой жизни, прямо или косвенно влияя на успех бизнеса.

Как сохранить адекватность в новых условиях? Дам несколько советов, проверенных на практике.

1

Сделайте глубокий вдох

Это не символический жест. Риск чрезмерной или недостаточной реакции на стресс очень высок. Короткая пауза для обдумывания помогает избежать эмоциональных всплесков, о которых вы позже пожалеете.

Помните: мы все в одной лодке. Клиент, который кажется вам неразумным, скорее всего, сталкивается с теми же проблемами, что и вы, просто в данный момент реагирует на них по-другому. Попробуйте разрядить ситуацию, проявите понимание.

2

Отдавайте и берите

Если вы готовы помогать другим в сложной ситуации, вы рискуете сделать для них намного больше, чем получить взамен. В кризисные времена этот риск возрастает в геометрической прогрессии. Продолжайте делать то, благодаря чему вы чувствуете себя хорошо, но соблюдайте баланс. Запомните, говорить «нет» — нормально. Помощь другим никогда не должна быть в ущерб вашему благополучию.

3

Невозможно постоянно побеждать

Независимо от того, насколько вы хороши в своем деле, вас ждут разочарования и ситуации, с которыми вы не можете справиться.

Они оказывают на нас большее эмоциональное воздействие. Учитесь думать как спортсмен. Вы не можете попадать в цель всякий раз, когда делаете бросок. Ваш день придет. Вы выиграете в финале Лиги чемпионов. Просто научитесь принимать, что выигрывать каждый день невозможно.

4

Всегда есть завтра

Этот важный урок я получил от матери. Она знала, что я всегда пытаюсь сделать все наилучшим образом и ожидаю того же от других. Но в жизни нельзя успеть абсолютно все.

Ложные ожидания ломают нужный настрой. У вас достаточно препятствий, не стоит вставлять палки себе же в колеса.

Относитесь к важным делам как к коробке конфет. Вы не съедите их все сразу (по крайней мере, я на это надеюсь). Вкусом конфет можно по-настоящему наслаждаться, если вы берете одну и оставляете остальное на завтра, верно?

5

Вы не одиноки

Большинство людей, которые сталкиваются с проблемами, забывают, что они не одиноки. Всегда есть друзья, которые могут поднять настроение. Есть опытные люди, эксперты, которые могут посоветовать, как справиться с ситуацией. Торговые палаты, правительственные учреждения, волонтеры и, конечно, интернет.

Проблема не в том, что нет руки, способной помочь. Проблема в дефиците смелости: трудно признаться, что вы нуждаетесь в помощи. Мне регулярно нужна помощь, и я научился это говорить. А вы так можете?

Все советчики мира не уберегут вас от того, что однажды вы проснетесь и поймете, что совершили ошибку. Признайте ошибку и подумайте, почему вы ее совершили. Внесите необходимые изменения. Позвоните человеку, на которого повлияла ваша реакция, и попросите прощения. Последнее, что вам нужно, — это носить с собой огромный ворох сожалений.

Только убедившись в собственной эмоциональной устойчивости, можно приступать к разработке стратегии преодоления кризиса в сфере бизнеса.

Наталия Сонина, основатель санкт-петербургского эко-френдли агентства All Good, занимающегося консалтингом в области устойчивого развития и экологизации бизнеса

Как стать «зеленой» компанией?

Первое: сделать шаг назад и оценить, каким был ваш бизнес в апреле и мае. Найдите хоть какую-то позитивную сторону. Какие новые знания приобрели сотрудники, когда перешли на удаленную работу? Удалось ли сэкономить, минимизировав издержки на содержание офиса?

В обычное время наши клиенты экономят на этом существенные суммы. Офис малого бизнеса может сэкономить сотни тысяч рублей в год, бизнес-центр — миллионы рублей. И это без учета перевода сотрудников на удаленную работу.

Когда карантин только начался, мы подсчитали, что компания из 10 человек может организовать свою работу на 37% экономнее, если откажется от офиса и ограничится встречами с клиентами в коворкингах. По последним исследованиям, больше половины российских компаний готовы сохранить режим удаленной работы для части сотрудников, а 15% — полностью перейти на формат распределенной команды. Это экономично и хорошо для окружающей среды: снижаются транспортные выбросы. По нашим подсчетам, экономя на содержании офиса 560 тыс. руб., вы можете сократить свой экослед на 116 деревьев в год.

Второе: нужно модернизировать документооборот. Когда прошлой осенью мы проводили лекции про безбумажный офис, нам говорили: сложно обучить сотрудников «старой закалки» пользоваться электронной подписью и облачными сервисами. Сейчас этому научились почти все. Этот импульс нужно сохранить и закрепить в стратегии устойчивого развития вашего бизнеса. Технологии помогают спасать от вырубки наши леса, и если применять их для оптимизации процессов, они окупаются.

Третье: нужно использовать возможности тех отраслей, которые развиваются во время изоляции. Прежде всего, это онлайн-курсы и службы доставок. Им нужны партнеры, субподрядчики, дистрибьюторы. Если ваша компания имеет возможность диверсификации в сфере, находящейся на подъеме, этим нужно пользоваться. Кстати, партнерство в интересах устойчивого развития является целью № 17 в повестке ООН. Это сформирует вам репутацию социально ответственной компании.

Отдельного упоминания заслуживает шеринговая экономика. Когда денег немного, легче не покупать свое, а заплатить за кратковременное использование. Этим правилом могут пользоваться частные лица и бизнес, что тоже положительно влияет на окружающую среду.

Природе дышится легче, когда десять человек пользуются одним автомобилем, а не десятью. Можно предположить, что еще не исчерпаны бизнес-идеи типа Airbnb и Uber.

Наконец, экономика замкнутого цикла. Ее принципы должны знать не только международные корпорации, но и каждое маленькое предприятие. Повторное использование ресурсов имеет огромный нераскрытый потенциал экономии, и те компании, которые освоят возможности раньше и лучше конкурентов, получат долгосрочное стратегическое преимущество в условиях, когда традиционные бизнес-модели пребывают в глубоком кризисе.

Коронавирус бросил экономике вызов: ограничения, конфликты, срывы договоренностей, нервные срывы. Удастся ли топ-менеджерам и предпринимателям восстановить работу своих компаний, основываясь на принципах устойчивого развития? Такая возможность есть. Большинство компаний сможет интегрировать в свою долгосрочную стратегию новые ценности, заботу о природе и обществе.