С окончанием карантина пострадавший от пандемии бизнес возвращается к работе, но его трудности только начинаются. В борьбе за выживание топ-менеджерам и предпринимателям легко забыть о влиянии своей компании на окружающую среду и человеческие отношения.
Вместе с двумя экспертами по устойчивому развитию разберемся, как ценности ответственного бизнеса помогают разработать эффективную антикризисную стратегию.
Первое, с чем надо примириться: дела не наладятся сразу после отмены всех ограничений, открытия границ и даже после изобретения вакцины от коронавируса. Экономике потребуется время на восстановление. Поставщики не всегда смогут соблюдать свои обязательства, а клиенты — платить по счетам.
Это не первый кризис, и опытные бизнесмены понимают, что надо готовиться к долгой борьбе. И все же этот кризис не такой, как другие. Он влияет на наши эмоции и образ жизни. Музеи, театры и торговые ряды, работавшие даже во время войны, закрылись на карантин весной 2020 года. Когда сводки новостей начинаются с многотысячного прироста числа заболевших, а в магазинах люди обходят друг друга, соблюдая дистанцию, сложно остаться эмоционально нейтральным, даже если вы — топ-менеджер или собственник крупной компании.
Йоханнес Другхааг, доктор экономических наук из Нидерландов, бизнес-коуч и эксперт по эмоциональным компетенциям в бизнесе
На коронавирус все реагируют по-разному. Некоторые воспринимают ситуацию слишком драматично или недостаточно серьезно. Мы должны научиться этим управлять.
Наши предприятия будут работать иначе, чем в прошлом. То же касается и наших команд. Эмоции будут играть гораздо большую роль в нашей деловой жизни, прямо или косвенно влияя на успех бизнеса.
Как сохранить адекватность в новых условиях? Дам несколько советов, проверенных на практике.
Сделайте глубокий вдох
Это не символический жест. Риск чрезмерной или недостаточной реакции на стресс очень высок. Короткая пауза для обдумывания помогает избежать эмоциональных всплесков, о которых вы позже пожалеете.
Помните: мы все в одной лодке. Клиент, который кажется вам неразумным, скорее всего, сталкивается с теми же проблемами, что и вы, просто в данный момент реагирует на них по-другому. Попробуйте разрядить ситуацию, проявите понимание.
Отдавайте и берите
Если вы готовы помогать другим в сложной ситуации, вы рискуете сделать для них намного больше, чем получить взамен. В кризисные времена этот риск возрастает в геометрической прогрессии. Продолжайте делать то, благодаря чему вы чувствуете себя хорошо, но соблюдайте баланс. Запомните, говорить «нет» — нормально. Помощь другим никогда не должна быть в ущерб вашему благополучию.
Невозможно постоянно побеждать
Независимо от того, насколько вы хороши в своем деле, вас ждут разочарования и ситуации, с которыми вы не можете справиться.
Они оказывают на нас большее эмоциональное воздействие. Учитесь думать как спортсмен. Вы не можете попадать в цель всякий раз, когда делаете бросок. Ваш день придет. Вы выиграете в финале Лиги чемпионов. Просто научитесь принимать, что выигрывать каждый день невозможно.
Всегда есть завтра
Этот важный урок я получил от матери. Она знала, что я всегда пытаюсь сделать все наилучшим образом и ожидаю того же от других. Но в жизни нельзя успеть абсолютно все.
Ложные ожидания ломают нужный настрой. У вас достаточно препятствий, не стоит вставлять палки себе же в колеса.
Относитесь к важным делам как к коробке конфет. Вы не съедите их все сразу (по крайней мере, я на это надеюсь). Вкусом конфет можно по-настоящему наслаждаться, если вы берете одну и оставляете остальное на завтра, верно?
Вы не одиноки
Большинство людей, которые сталкиваются с проблемами, забывают, что они не одиноки. Всегда есть друзья, которые могут поднять настроение. Есть опытные люди, эксперты, которые могут посоветовать, как справиться с ситуацией. Торговые палаты, правительственные учреждения, волонтеры и, конечно, интернет.
Проблема не в том, что нет руки, способной помочь. Проблема в дефиците смелости: трудно признаться, что вы нуждаетесь в помощи. Мне регулярно нужна помощь, и я научился это говорить. А вы так можете?
Все советчики мира не уберегут вас от того, что однажды вы проснетесь и поймете, что совершили ошибку. Признайте ошибку и подумайте, почему вы ее совершили. Внесите необходимые изменения. Позвоните человеку, на которого повлияла ваша реакция, и попросите прощения. Последнее, что вам нужно, — это носить с собой огромный ворох сожалений.
Только убедившись в собственной эмоциональной устойчивости, можно приступать к разработке стратегии преодоления кризиса в сфере бизнеса.
Наталия Сонина, основатель санкт-петербургского эко-френдли агентства All Good, занимающегося консалтингом в области устойчивого развития и экологизации бизнеса
Как стать «зеленой» компанией?
Первое: сделать шаг назад и оценить, каким был ваш бизнес в апреле и мае. Найдите хоть какую-то позитивную сторону. Какие новые знания приобрели сотрудники, когда перешли на удаленную работу? Удалось ли сэкономить, минимизировав издержки на содержание офиса?
В обычное время наши клиенты экономят на этом существенные суммы. Офис малого бизнеса может сэкономить сотни тысяч рублей в год, бизнес-центр — миллионы рублей. И это без учета перевода сотрудников на удаленную работу.
Когда карантин только начался, мы подсчитали, что компания из 10 человек может организовать свою работу на 37% экономнее, если откажется от офиса и ограничится встречами с клиентами в коворкингах. По последним исследованиям, больше половины российских компаний готовы сохранить режим удаленной работы для части сотрудников, а 15% — полностью перейти на формат распределенной команды. Это экономично и хорошо для окружающей среды: снижаются транспортные выбросы. По нашим подсчетам, экономя на содержании офиса 560 тыс. руб., вы можете сократить свой экослед на 116 деревьев в год.
Второе: нужно модернизировать документооборот. Когда прошлой осенью мы проводили лекции про безбумажный офис, нам говорили: сложно обучить сотрудников «старой закалки» пользоваться электронной подписью и облачными сервисами. Сейчас этому научились почти все. Этот импульс нужно сохранить и закрепить в стратегии устойчивого развития вашего бизнеса. Технологии помогают спасать от вырубки наши леса, и если применять их для оптимизации процессов, они окупаются.
Третье: нужно использовать возможности тех отраслей, которые развиваются во время изоляции. Прежде всего, это онлайн-курсы и службы доставок. Им нужны партнеры, субподрядчики, дистрибьюторы. Если ваша компания имеет возможность диверсификации в сфере, находящейся на подъеме, этим нужно пользоваться. Кстати, партнерство в интересах устойчивого развития является целью № 17 в повестке ООН. Это сформирует вам репутацию социально ответственной компании.
Отдельного упоминания заслуживает шеринговая экономика. Когда денег немного, легче не покупать свое, а заплатить за кратковременное использование. Этим правилом могут пользоваться частные лица и бизнес, что тоже положительно влияет на окружающую среду.
Природе дышится легче, когда десять человек пользуются одним автомобилем, а не десятью. Можно предположить, что еще не исчерпаны бизнес-идеи типа Airbnb и Uber.
Наконец, экономика замкнутого цикла. Ее принципы должны знать не только международные корпорации, но и каждое маленькое предприятие. Повторное использование ресурсов имеет огромный нераскрытый потенциал экономии, и те компании, которые освоят возможности раньше и лучше конкурентов, получат долгосрочное стратегическое преимущество в условиях, когда традиционные бизнес-модели пребывают в глубоком кризисе.
Коронавирус бросил экономике вызов: ограничения, конфликты, срывы договоренностей, нервные срывы. Удастся ли топ-менеджерам и предпринимателям восстановить работу своих компаний, основываясь на принципах устойчивого развития? Такая возможность есть. Большинство компаний сможет интегрировать в свою долгосрочную стратегию новые ценности, заботу о природе и обществе.