Европа отстает от США по интеграции технологий ИИ в бизнес

Среди препятствий — нехватка кадров и жесткие требования к защите персональных данных

Европа имеет все шансы стать мировым лидером на рынке технологий искусственного интеллекта (ИИ). Это может произойти в том числе благодаря стремительной цифровой трансформации, сильной потребительской и исследовательской базе, поддержке со стороны частных и государственных структур. Однако сейчас регион по-прежнему отстает от США и Китая, где базируются такие IT-гиганты, как Microsoft, Apple, Google, Amazon, Baidu, Alibaba и Tencent. Такие данные приводятся в докладе The Global AI Agenda: Europe Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT).

Документ стал частью доклада The Global AI Agenda, который включает в себя результаты опроса 1004 руководителей высшего и среднего звена из Азии, Европы, Латинской и Северной Америки, Ближнего Востока и Африки. Респонденты являются представителями компаний, работающих в таких областях, как информационные технологии и телекоммуникации, потребительские товары и розничная торговля, финансовые услуги, фармацевтика и здравоохранение. Ежегодный доход более половины этих организаций (55%) составляет $1 млрд и более, 32% из них имеют доход от $5 млрд. Для подготовки доклада также проводились интервью с экспертами в области ИИ из компаний Emirates Group, Vodafone, Walmart, Bank of Singapore и другими.

Преимущества использования технологий в бизнесе

Европейские компании активно интегрируют технологии ИИ в свою деятельность на протяжении последних четырех лет. Если в 2017 году такие решения использовались в 58% крупных компаний, то в 2019 году — более чем в 90%. Большинству организаций (92%), как следует из результатов опроса MIT, удалось вернуть инвестиции в предполагаемом или большем объеме. Более половины респондентов считают, что внедрение технологий ИИ позволяет повысить операционную эффективность и сократить расходы, а также улучшить клиентский опыт. Технологии позитивно влияют на процесс принятия управленческих решений (с этим согласились 42% опрошенных) и управления рисками (41%), помогают быстро выйти на рынок (39%) и повысить выручку (23%).

Наиболее развитой сферой применения ИИ в Европе остается здравоохранение. Технологичные решения интегрируют в свою деятельность крупные фармацевтические компании. В регионе также появляется все больше стартапов, специализирующихся на оказании телемедицинских услуг.

Лидерами по внедрению ИИ в производственные процессы являются Германия, Франция и Великобритания. Об этом свидетельствуют данные исследовательской организации Capgemini Research Institute, входящей в структуру международной консалтинговой компании Capgemini. Так, одно из направлений в области ИИ используют во французской продовольственной компании Danone. Для прогнозирования потребительского спроса там прибегают к машинному обучению. В британском продуктовом онлайн-магазине Ocado алгоритмы ИИ применяются для управления логистическими потоками, борьбы с мошенничеством, а также персонализации рекламы. В целом, как отмечают в Capgemini, искусственный интеллект задействован в работе более половины европейских компаний. Это ощутимо больше, чем в США (28%) и Китае (11%).

Прогнозы на будущее

В ближайшие три года более трех четвертей участников опроса MIT (76%) намерены использовать «умные» технологии для поддержки и обслуживания клиентов. «Обслуживание клиентов требует больших затрат, — объясняет Ади Чхабра, руководитель отдела инноваций в британской телекоммуникационной компании Vodafone. — Интеграция технологии ИИ в интерактивное голосовое меню (Interactive Voice Response, IVR) избавляет от этих затрат и позволяет быстрее решать проблемы клиентов».

Респонденты планируют автоматизировать процессы в области IT-менеджмента (об этом сообщили 65% опрошенных), продаж и маркетинга (53%), исследований и разработки (42%), финансов (31%), логистики и цепочек поставок (30%). Наиболее активно интеграция технологий будет происходить в сфере управления человеческими ресурсами (Human Resources, HR). В 2022 году их будут применять 44% респондентов по сравнению с 14% в 2019 году. Уже сейчас такие компании, как Netflix, Uber и Booking, используют разработанную в нидерландском стартапе платформу Harver, которая предназначена для подбора кандидатов на определенные должности.

Что мешает интеграции ИИ

Одним из препятствий для активного использования технологий ИИ является нехватка квалифицированных кадров. Об этой проблеме еще в 2018 году говорили в консалтинговой компании EY. Опрос, проведенный среди 200 представителей европейских компаний, показал, что почти половине из них не хватает специалистов с навыками в области кибербезопасности, ИИ и робототехники. По мнению экспертов из MIT, это удивительно. Ведь именно в Европе находится одна из крупнейших некоммерческих организаций в этой области — Немецкий исследовательский центр по искусственному интеллекту. Кроме того, здесь находятся Оксфордский и Кембриджский университеты, при поддержке которых были созданы такие технологические компании, как DeepMind (разрабатывает алгоритмы для разных областей применения, принадлежит Google), VocalIQ («умные» голосовые помощники, принадлежит Apple) и Swiftkey (виртуальная клавиатура, принадлежит Microsoft). Кроме того, развитие ИИ-технологий активно поддерживают власти Евросоюза. Только в период с 2018 по 2020 год в рамках программы «Горизонт-2020» размер финансирования этого сектора составит €1,5 млрд. Программа реализуется с 2014 года и направлена на развитие научных исследований и технологий.

Еще одна проблема — утечка специалистов. По данным консалтинговой компании McKinsey, 32% разработчиков из Европы переезжают в США. В то же время из США в Европу, преимущественно в Великобританию, на работу отправляются 16% специалистов. Респонденты обозначили и ряд других проблем интеграции ИИ. Среди них: недостаточное количество и плохое качество данных, высокая стоимость, низкий уровень понимания технологии среди руководителей, регуляторные требования и вопросы безопасности, незнание того, как встроить технологию в бизнес-процессы.

При этом 59% опрошенных уверены, что обмен данными между компаниями из смежных областей поспособствует созданию более инновационных продуктов и улучшению работы цепи поставок, 45% считают, что такое взаимодействие повысит качество услуг, а 39% убеждены, что благодаря ему удастся создать новые бизнес-модели. Еще 32% респондентов отметили, что обмен данными позволит предотвращать мошенничество.

В целом европейские респонденты более осторожны при обмене данными, чем их коллеги в других регионах. Около 58% представителей европейских компаний заявили, что они «очень хотят» или «в некоторой степени готовы» делиться данными с третьими сторонами. Это меньше, чем в Латинской Америке (80%), Северной Америке (75%) и Азиатско-Тихоокеанском регионе (64%).

Отчасти это связано с жестким регулированием в сфере защиты персональных данных. С 2018 года в Европе вступил в силу регламент General Data Protection Regulation (GDPR). Этот документ ужесточил ответственность компаний, обрабатывающих данные резидентов и граждан ЕС, независимо от их местонахождения. «То, как Европейский союз и национальные правительства решат проблему открытости и конфиденциальности, будет ключевым фактором в развитии ИИ на континенте в ближайшие годы», — отмечается в докладе.

А что в России?

«Искусственный интеллект — это довольно широкий набор технологий, и в той или иной степени их использует львиная доля российских компаний, — говорит экономист, президент аналитического агентства „БизнесДром“ Арсений Поярков. — Это и роботизированные колл-центры, и чат-боты, которые довольно активно используются банками. Технологии ИИ также активно применяются в исследовательских лабораториях: алгоритмы комбинируют данные и подсказывают, какой именно метод использовать».

Эксперт отмечает, что рынок в стране начал формироваться относительно недавно и начало этого процесса совпало с началом цифровизации. Поэтому в среднем российские компании более активно используют технологии по сравнению с американскими или европейскими. Однако топовые компании — те же Facebook или Google — сильно опережают российские аналогичные компании по интеграции ИИ. «В среднем у российских компаний довольно неплохие показатели, — говорит он. — Практически любой крупный бизнес каким-то образом использует ИИ».

При этом в России, по словам Арсения Пояркова, довольно остро стоит вопрос утечки кадров. «И в США, и в Китае, и в Европе есть рынки высоких технологий. Там есть деньги и спрос на технологии, поэтому люди, которые могут что-то предложить, стремятся туда, где их предложение будет востребовано. В России таких рынков нет, и если вы гениальный ученый, то вам будет достаточно сложно создать свой стартап. Есть всякие псевдофонды, которые работают на непрозрачных условиях. Но это не рынок, и туда пробиваться бессмысленно», — заключает специалист.

Автор

Евгения Чернышёва