16.12.2016

Елена Луценко

«Воспитание экономически грамотного и активного поколения надо начинать с образования детей и подростков»

Елена Луценко
Елена Луценко
Фото предоставлено компанией QIWI

В России большая часть образованного и экономически активного населения мало знакома с работой пластиковых карт, не говоря уже о сложных электронных финансовых инструментах. Руководитель образовательных программ группы QIWI Елена Луценко считает, что пробел в финансовой грамотности нужно закрывать, занимаясь образованием детей и подростков, и рассказывает о соответствующем опыте компании.

Скорость развития новых финансовых технологий растет, однако в большинстве стран ни общество, ни государство полностью не готовы к восприятию инструментов для упрощения повседневной жизни и повышения эффективности экономики и бизнеса. В России ЦБ, банки, платежные системы, школы, вузы и производители гаджетов осознают эту проблему. При помощи программ и проектов обучения финансовой грамотности они пытаются наверстать упущенную в начале нулевых возможность вырастить поколение экономически активного населения, большая часть которого была бы адаптивна к стремительно развивающимся финтеху, носимой электронике и интернету вещей. Дефицит соответствующих навыков тормозит и развитие инструментов поддержки малого бизнеса и стартапов со стороны домохозяйств, государства и крупных корпораций.

В первом полугодии 2016 года доля владельцев банковских карт среди граждан России старше 18 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек, составляла 72%. Это на 9% выше показателя 2015 года, свидетельствуют данные регулярного исследования «Росиндекс» компании Ipsos Comcon. При этом 41% владельцев карт пользуется ею чаще двух раз в неделю.

Речь идет об экономически активной части населения. Владельцы карт гораздо чаще, чем те, кто привык платить наличными, имеют высшее образование или ученую степень, меньше смотрят телевизор, активней пользуются интернетом и предпочитают смартфоны обычным телефонам. Однако, несмотря на распространение пластиковых карт, большинство населения по-прежнему использует их для снятия наличных, отмечают социологи.

С чуть более продвинутыми финансовыми инструментами дела обстоят еще хуже. Последний опрос аналитиков НАФИ свидетельствует: 79% россиян знают о существовании банковских карт с возможностью бесконтактной оплаты, но лишь 24% из них пользовались ими. Не имеют опыта, но хорошо знают о существовании таких карт 39% респондентов, а еще 16% слышали о них в общих чертах. Чаще о наличии опыта бесконтактной оплаты картами также сообщали граждане с высшим образованием, указывают в НАФИ. О возможности совершать бесконтактные платежи с помощью мобильного телефона осведомлены 65% россиян, а пользовались ей только 5%.

Результаты исследований указывают на взаимосвязь между наличием высшего образования, экономической активностью и использованием современных финансовых инструментов. При этом даже уровень использования банковских карт качественно остается крайне низким. Если человек не знаком с простыми механизмами работы пластиковых карт и электронных кошельков, чего можно ожидать от уровня знания более сложных финансовых инструментов, таких как использование кредитов для малого и среднего бизнеса, управление инвестициями или реализация бизнес-планов? Помимо прочего осмелюсь предположить, незнание финансовых инструментов и неуверенность в принципах работы экономических механизмов являются мощной преградой для россиян на пути открытия и развития собственного бизнеса. Как можно выстроить то, принципов работы чего ты не понимаешь?

Мы пришли к простому выводу, что воспитание нового экономически грамотного и активного поколения, которое будет свободно ориентироваться в бизнес-процессах и финансовой среде, надо начинать с образования детей и подростков. Они традиционно являются аудиторией, наиболее восприимчивой ко всему новому. Впрочем, не каждый банк, финансовая компания или платежный b2b-сервис умеют говорить с ними на одном языке. QIWI повезло — доля детей и подростков до 18 лет в общем количестве наших пользователей достигает 20%. Они пользуются платежными сервисами QIWI — чаще всего электронным кошельком, знают бренд и открыты к диалогу с компанией.

Комплекс образовательных программ QIWI FINTEEN изначально задумывался как офлайн-проект, который предполагал прямой контакт с детской аудиторией. Образовательная программа развивалась и корректировалась, подстраиваясь под запросы детей и появление новых финансовых инструментов. Первоначально мы делали упор на взаимоотношения с финансами, защиту электронных денег, безопасность интернет-платежей. Специально для любознательных появились прозрачные терминалы, которые позволяют рассказывать и показать, как бумажные деньги «превращаются» в электронные.

Разобравшись с финансами, ребята проявили интерес к углубленному изучению отрасли, что подвело нас к тому, чтобы заняться профориентацией. В увлекательной форме за одну встречу у нас в офисе ребята могут познакомиться с представителями абсолютно разных финтех-профессий. Увидеть их рабочие места, выполнить небольшие задачки и тесты, став на один день полноценным представителем профессии.

Чтобы сделать образовательный процесс непрерывным, расширить аудиторию и не потерять внимание детей, мы придумали программу стажировок для школьников QIWI SUMMERSHIP в офисе компании либо на внешних площадках — летних лагерях и кампусах.

Часто в профессиональной среде мне приходится слышать мнения, что таким образом компания готовит кадры для себя и «продает» детям свои сервисы. На самом деле все намного сложнее и масштабнее. Мы видим в образовании детей и подростков форму реализации своей ответственности перед обществом и страной. Мы действительно формируем и аудиторию инвесторов и потребителей — только не своих и не для себя, а в масштабах всей страны.

Если какая-то часть участников наших образовательных программ выберет QIWI в качестве работодателя или откроет свой бизнес, вдохновившись нашим примером, найдет партнера, инвестора — это будет для нас лучшим свидетельством успешности программы. Я уверена, что застану тот день, когда молодой кандидат на собеседовании скажет, что посещал наш офис с классом десять лет назад.