На протяжении пяти дней участники форума выясняли, скатится ли мир в рецессию, перестанет ли он быть глобальным и где будет находиться главный центр экологических технологий. Plus-one.ru подводит итоги конференции.
Девиз бизнес-форума в швейцарском Давосе звучал так: «Сотрудничество в раздробленном мире». Но слоган не стал объединяющим, а, напротив, предвосхитил дуэли смыслов, которые развернулись на главном деловом событии начала года.
Обращаясь к участникам, генсек ООН Антониу Гутерриш назвал основными глобальными проблемами экономический кризис, последствия пандемии, риски климатической катастрофы и вооруженные конфликты.
«Мир штормит. Идеальных решений в условиях шторма нет. Но мы можем постараться взять под контроль последствия...», — сказал глава ООН.
От Давоса ждут обсуждения планов на будущее, а сделки и решения появляются уже после форума, пояснил Plus-one.ru основатель консалтинговой компании «КарбонЛаб» Михаил Юлкин. Как отметил эксперт, конфликт России и Украины повлиял на цены на энергоносители, цепочки поставок, инвестиции. Однако это краткосрочная повестка, а в долгосрочной перспективе мировые элиты волнуют тренды сохранения климата и перехода к новой энергетике, считает Юлкин.
Примечательно, что в Давос не приехали ключевые мировые политики: Риши Сунак — премьер-министр Великобритании, президент США Джо Байден, президент Франции Эммануэль Макрон, глава КНР Си Цзиньпин. Главные роли достались другим лидерам политики и бизнеса.
По словам экономиста Марка Карни, спецпосланника ООН по борьбе с изменением климата и финансам, США придется приложить усилия, чтобы избежать экономического спада, а в Европе вероятность его наступления составляет 50 на 50. «Отсрочить рецессию — не значит ее избежать», — заявил он в Давосе. Ранее Карни возглавлял банки Канады и Англии, а в 2021 году присоединился к команде ирландско-американской финтех-компании Stripe. А еще в том же году канадский экономист стал сопредседателем крупнейшего «зеленого» финансового альянса The Glasgow Financial Alliance for Net Zero (GFANZ).
В конце 2022 года в США был принят закон о снижении инфляции. Ключевое положение принятого закона — налоговые льготы, которые стимулируют развитие «зеленых» технологий. Американский климатосберегающий бизнес получит около $400 млрд. В Давосе директор Международного энергетического агентства Фатих Бироль назвал закон самым крупным экономическим стимулом для развития чистой энергетики со времен заключения Парижского соглашения. Однако закон дает необоснованное преимущество американским компаниям, создавая для них несправедливые по отношению к бизнесу из других стран экономические условия, возражали аналитики.
ЕС анонсировал принятие мер, направленных на поддержку «зеленых» бизнес-инициатив, включая привлечение господдержки, создание специального фонда, предоставляющего как гранты, так и займы, максимальное упрощение и ускорение выдачи разрешений для новых производств в отрасли «чистой энергетики». Впрочем, пока об этих мерах известно немного. Идея создания фонда не получила поддержки всех членов ЕС, включая Германию.
«Чтобы сохранить привлекательность европейской промышленности, необходимо предлагать бизнесу конкурентные экономические стимулы, которые в настоящее время доступны за пределами ЕС», — добавила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
По мнению Михаила Юлкина, мир движется к более справедливому доступу к ресурсам. Солнце, ветер, вода обеспечат энергией огромное количество стран. Но возникает опасность: технологии ВИЭ сосредоточены лишь в небольшом числе государств. «Это может стать проблемой. Но распределение технологий — вещь рукотворная, поэтому решаемая», — отметил эксперт.
Известная климатическая активистка Грета Тунберг приехала в Давос после того, как участвовала в климатических протестах в Германии и была там задержана полицией.
«Вчера я вместе с группой людей мирно протестовала против расширения угольной шахты в Германии. Полиция схватила нас, но тем же вечером отпустила. Защита климата — это не преступление», — написала Грета в Твиттере (соцсеть заблокирована в России).
Грета обнародовала обращение к бизнесу и политикам, которое собрало более 850 тыс. подписей со всего мира. Подписанты требуют, чтобы энергетические компании «немедленно прекратили открывать любые новые объекты по добыче нефти, газа или угля и прекратили блокировать переход к чистой энергии, в котором мы все так срочно нуждаемся».
В выступлении на форуме Грета Тунберг заявила, что представители элит, собравшиеся в Давосе, ставят во главу угла жадность и прибыль, а не природу и людей.
Международное новостное издание Semafor, которое недавно запустили бывшие журналисты The Wall Street Journal, обратило внимание, что более 70% спикеров форума представляли Европу и Северную Америку — 469 человек. Получается, экономическое будущее мира определяли европейцы и американцы.
Впрочем, на форум приехал вице-премьер КНР Лю Хи. Китай «открылся» после пандемии — крупнейшая экономика мира скоро начнет работать в полную силу. Основной посыл речи Лю Хи касался не бизнеса, а преодоления противоречий. Он предлагал уйти от менталитета холодной войны и попытаться сообща отвечать на глобальные вызовы.
Мир не может отказаться от идеи глобальности, несмотря на свою раздробленность, считает Михаил Юлкин. Крупный бизнес давно стал межнациональным — замкнуться в рамках одной страны ему будет сложно. Система управления экономикой меняется, подчеркивает эксперт. И все дальше уходит от одного центра или драйвера, каковым оставались США все последние десятилетия. Новые механизмы принятия решений могут быть созданы под эгидой ООН или на какой-то другой дипломатической платформе, считает Юлкин.
Комментируя итоги форума, глава Всероссийского общества охраны природы, посол Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в России Вячеслав Фетисов заявил Plus-one.ru, что Давос никогда не был местом, где решается климатическая судьба планеты. «Хотя Всемирный экономический форум всегда выступал в качестве аналитического центра, глобального барометра, определяющего видение и направления будущего развития мира», — отметил политик. По его мнению, более представительной и разнообразной по составу участников, смыслам и дискуссиям является площадка Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP).
Член совета директоров «Норникеля», заслуженный эколог России Евгений Шварц, напротив, считает, что Давос является драйвером климатической повестки. Ведь бизнес, который в основном составляет аудиторию швейцарского форума, способен принимать быстрые решения, в отличие от политиков, пояснил эксперт.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Наталья Парамонова