«ESG-риски для компании могут вылиться во многомиллиардные последствия»

Руководитель группы услуг в области устойчивого развития EY в России — о том, спешит ли Россия осваивать правила новой экономики

Консалтинговые компании позволяют бизнесу сделать ESG (Environment — ответственное отношение к окружающей среде; Social — ответственность перед обществом; Governance — качество корпоративного управления) частью своей стратегии. В случае успешного внедрения такая стратегия дает возможность улучшить внутреннее управление, привлечь дополнительные инвестиции и вывести коммерческую деятельность на новый уровень. О том, почему ESG — долгосрочная глобальная тенденция, в интервью Plus-one.ru рассказывает Сергей Дайман, директор, руководитель группы услуг в области устойчивого развития EY в России.

— В течение какого времени вы обычно работаете с компанией, которая обращается с запросом на внедрение ESG?

— Готового рецепта нет: нельзя взять кубики, разложить их в определенном порядке и получить работающий механизм. Чем сложнее бизнес и чем позже компания задумалась о ESG, тем больше задач ей придется решать. Иногда мы с клиентом начинаем с базовых вещей: обсуждаем, почему внедрение ESG в принципе может быть значимым для компании.

Мы работаем со стратегией бизнеса: ее реализация и развитие — процессы, которые не имеют четких временных рамок. Невозможно, к примеру, определить задачи и планы на ближайшие три года. Через три года появятся новые возможности, новые запросы инвесторов, изменится регулирование.

ESG — это часть бизнеса, а не инициатива, которую можно внедрить и перестать о ней беспокоиться.

— В российских компаниях это понимают? Каков процент тех, кто внедряет изменения осознанно?

— Ситуация меняется: пять лет назад мы обсуждали ESG как точечные задачи для крупных промышленных компаний, у которых обычно остро стоят вопросы экологии и охраны труда.

Сегодня ESG интересует генеральных директоров и членов советов директоров, которые управляют бизнесами из самых разных отраслей. Повестка актуальна и для финансового сектора, и для технологического, и для производителей товаров потребления.

Конечно, есть компании, которые действуют ситуативно, по принципу «все побежали, и я побежал». Но большинство понимает, что ESG — это не модный запрос, который завтра потеряет свою актуальность, а долгосрочная тенденция, и ее масштаб — это, в общем-то, вся глобальная экономика.

— Насколько часто нефинансовые показатели компании играют роль в принятии инвестиционных решений?

— Глобальный опрос институциональных инвесторов, который компания EY провела в 2021 году, показал, что только 2% из них не учитывают факторы ESG. За последний год доля инвесторов, которые изучают деятельность корпораций в этом аспекте, выросла в полтора раза и достигла 90% от общего количества опрошенных.

По данным опроса EY, три четверти инвесторов готовы вывести свои финансовые средства из компании, если она уделяет недостаточно внимания ESG.

До 40% опрошенных заявляют, что небольшая вовлеченность бизнеса в ESG препятствует инвестициям в компанию. В частности, препятствием будут повышенные риски нарушения прав человека в цепочке поставок, проблемы взаимодействия с потребителями, сложности с корпоративным управлением, физические и трансформационные риски, связанные с изменением климата при отсутствии адекватных планов по реагированию на них. Климатические риски сегодня входят в список ключевых рисков на ближайшие пять лет: 60% банков в мире, по данным EY IIF Global Risk Survey, проводят их оценку.

Даже если мы говорим о технологической компании, которая не загрязняет окружающую среду, то остаются вопросы потенциальных утечек персональных данных и претензии потребителей. Это материальные риски — они могут стать фактором, который препятствует как экспансии на рынке, так и тому, чтобы бизнес просто оставался на плаву.

Таким образом, инвесторы, анализируя ESG-факторы, оценивают жизнеспособность компании в принципе.

Директор, руководитель группы услуг в области устойчивого развития EY в России Сергей Дайман

— Инвесторы обращают внимание на ESG-рейтинги компании?

— Инвесторы проводят собственный анализ и учитывают не только ESG-рейтинги: они ориентируются скорее на изменения и реальные факты, нежели на номер в списке. Тем не менее низкая оценка в рейтинге всегда показательна: просто так оказаться хуже всех невозможно.

Даже если компания не заявляет о ESG, инвесторы все равно оценивают, как компания будет действовать при изменении регулирования; что произойдет с рынками, связанными с низкоуглеродной трансформацией; как строится взаимодействие с социумом. Если бизнес не умеет решать социальные конфликты или не понимает важности их решения, это выльется для него во многомиллиардные последствия.

— Какой эффект внедрение ESG оказывает на управление в компании?

— Эффект, обычно наблюдаемый в EY, — это развитие бизнеса и качества управления, повышение прозрачности, лояльности клиентов, улучшение имиджа, выход на новые рынки. Он появляется в связи с трансформацией экономики и внедрением технологий.

Самый очевидный пример выхода на новые рынки — энергетические и нефтегазовые компании. Они больше не могут рассчитывать на то, что запасов нефти и газа всегда будет достаточно, а на ресурсы найдутся покупатели. Компании должны во что-то инвестировать — в технологии, водородную или возобновляемую энергетику — и тем самым диверсифицировать бизнес.

Не менее важно, что к бизнесу, который внедряет ESG, отношение персонала меняется в лучшую сторону: людям важно работать на компании, которые делают что-то хорошее как для сотрудников, так и для общества в целом, а не просто зарабатывают деньги.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Беседовали

Анна Черноголовина, Юлия Калинина