«Борьба с изменением климата важна не только для людей и планеты, но и для бизнеса»

Участники климатической конференции ООН обсудят действия, которые помогут достичь углеродной нейтральности к 2050 году

Последствия изменения климата, с которыми сталкиваются люди по всему миру, оказывают негативное влияние не только на планету, но и на бизнес, напомнил генеральный директор производителя продуктов и бытовой химии Unilever Алан Джоуп. Компания стала одним из партнеров 26-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН (РКИК ООН) об изменении климата (UN Climate Change Conference of the Parties, COP26). Среди других партнеров мероприятия — британская фармацевтическая компания GSK, японская финансово-промышленная группа Hitachi, транснациональная компания по производству ПО Microsoft. В Unilever уверены, что бизнес может внести значительный вклад в борьбу с глобальным потеплением. Организация намерена стимулировать государства к достижению углеродной нейтральности.

«Без решительных действий в глобальном масштабе изменение климата станет самым большим долгосрочным риском для Unilever, и я знаю, что в этом мы не уникальны, — признался Алан Джоуп. — Решительные действия по борьбе с изменением климата важны не только для людей и планеты, но и для бизнеса».

В 2021 году COP26 проходит в городе Глазго в Шотландии с 31 октября по 12 ноября. Участники экологического мероприятия обсуждают меры, которые необходимо принять для того, чтобы свести к нулю выбросы парниковых газов и удержать рост мировой температуры в пределах 1,5 °С. Если страны не будут принимать меры для борьбы с изменением климата, к концу столетия мировая температура вырастет на 3 °С по сравнению с доиндустриальным уровнем. Рост температуры приведет к повышению уровня моря, увеличению числа экстремальных погодных явлений, включая засухи и ураганы, исчезновению некоторых видов растений и животных, предупреждают организаторы конференции. Потепление также негативно повлияет на качество жизни людей. Жители некоторых регионов столкнутся с нехваткой продовольствия и снижением уровня доходов, часть из них будет вынуждена переехать в менее подверженные влиянию изменения климата районы.

Как экологические проблемы становятся экономическими

В марте этого года в Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца сообщили, что за последние шесть месяцев более 12,6 млн человек по всему миру были вынуждены покинуть свое постоянное место жительства. Около 2,3 млн человек стали внутренне перемещенными лицами из-за конфликтов, а остальные 10,3 млн — из-за последствий изменения климата, в том числе наводнений и засух. Специалисты подчеркивают, что особенно сильно в результате перемещений страдают уязвимые группы населения: женщины, дети, пожилые люди, мигранты, беженцы, люди с ограниченными возможностями.

Еще более неблагоприятную оценку дают эксперты международного аналитического центра «Институт экономики и мира» (Institute for Economics and Peace). Они предполагают, что к середине века численность мирового населения достигнет 10 млрд человек. Количество жителей стран Африки к югу от Сахары, Центральной Азии и Ближнего Востока, которые покинут свои дома из-за экологических угроз и конфликтов, превысит 1,2 млрд.

Что делать для достижения углеродной нейтральности

По мнению экспертов ООН, сократить риски от воздействия изменения климата поможет удержание роста температуры на уровне 1,5 °С по сравнению с доиндустриальным уровнем. Об этом, в частности, говорится в тексте Парижского соглашения по климату, которое было принято по итогам 21-й сессии Конференции сторон РКИК в 2015 году. Оно заменило собой Киотский протокол — еще один международный договор о сокращении выбросов парниковых газов.

Ожидается, что во время COP26 будет завершена работа над сводом правил, которые конкретизируют порядок реализации соглашения. Эксперты уверены, что для достижения заявленных в документе целей развитые страны должны поэтапно выводить из эксплуатации угольные станции. Ни одно государство в мире, по их мнению, не должно финансировать строительство новых угольных станций.

Схожие меры для удержания роста мировой температуры предлагают эксперты Международного энергетического агентства (МЭА). Весной они представили дорожную карту по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Так, специалисты рекомендуют уже в этом году перестать инвестировать в строительство угольных электростанций и в новые проекты, связанные с ископаемыми видами топлива. К 2035 году, по мнению специалистов, необходимо прекратить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а к 2040 году — свести к нулю выбросы в энергетическом секторе. Объем ежегодных инвестиций в чистую энергетику, как утверждают в МЭА, к 2030 году должен увеличиться втрое — до $4 трлн.

Все это, уверены эксперты, будет способствовать экономическому развитию и появлению миллионов рабочих мест, в том числе в таких сферах, как машиностроение и строительство, а также позволит обеспечить электричеством большую часть мирового населения. Кроме того, благодаря предложенным мерам к 2050 году почти 90% электроэнергии будет поступать из возобновляемых источников, из них 70% будет вырабатываться на ветряных и солнечных электростанциях, а остальные — на атомных.

Совместные действия для спасения планеты

Способствовать достижению углеродной нейтральности к 2050 году призвана инициатива РКИК ООН Race to Zero,запущенная в июне 2020 года. К ней присоединились 733 города, 31 регион, 173 инвестора, 622 высших учебных заведения и более 3 тыс. компаний, включая Unilever. Сторонники Race to Zero также объединились со 120 странами-участницами созданного в 2019 году Альянса климатических амбиций (Climate Ambition Alliance), которые тоже обещают достичь углеродной нейтральности к середине столетия.

В дополнение к этому у Unilever есть собственная стратегия по снижению выбросов парниковых газов — Climate Transition Action Plan. В ее рамках компания к 2030 году планирует свести к нулю выбросы парниковых газов от собственной деятельности, а к 2039 году — по всей цепочке создания стоимости (действия, которые организация предпринимает для выпуска своих товаров и услуг на рынок. — Прим. Plus-one.ru). Алан Джоуп надеется, что примеру Unilever последуют и другие компании и это позволит решить проблему изменения климата. «Мировая гонка к нулевым выбросам началась. Это гонка, в которой мы все вместе выиграем или проиграем», — заключает он.

Партнерский материал