Хорошисты догоняющего озеленения

Во вторник в студии «Ведомостей» прошел национальный форум по устойчивому развитию, участники которого дискутировали о государственном и корпоративном опыте в сфере обращения с отходами, климатической политики и других экологически значимых областях деятельности. Plus-one.ru побывал на сессии для представителей бизнеса и узнал, как крупные компании интегрируют в свою работу «зеленую» тему.

В России идет реформа природоохранного законодательства, в 2019 году страна ратифицировала Парижское соглашение по климату. Владимир Путин в ноябре поручил правительству к 2030 году обеспечить сокращение в стране выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года. Однако этот уровень уже был достигнут в июле, а значит, направлять экономику «зеленым курсом» российские власти по примеру европейских пока не планируют. Тем не менее важность экологической повестки становится все более очевидной, компании стали выстраивать корпоративные стратегии низкоуглеродного развития бизнеса в России.

«Россия до самого последнего времени чувствовала себя достаточно спокойно и уверенно. Прежде всего — на уровне государства. Мы знали и знаем, что страна входит в число мировых лидеров по производству углеродного сырья и добыча будет расти. Власти не реагировали на происки озабоченных изменением климата правительств», — сообщил собравшимся директор по развитию «Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода» Олег Плужников. По словам эксперта, бюджет страны в ближайшие годы останется на 40% зависим от продажи сырья. В то же время планы России по регулированию выбросов парниковых газов свидетельствуют о ее намерении увеличивать их эмиссию, а не снижать. «Это не только огромные риски для нашей экономики, но и репутационные риски», — подчеркнул Олег Плужников.

Тем не менее, как заявил глава «Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода», в 2020 году уверенность российских властей поколебалась, поскольку международный контекст стал меняться сразу в нескольких направлениях.

«Практически все западные страны сформировали цели и стратегии низкоуглеродного развития вплоть до выхода на углеродную нейтральность. Ускорился процесс развития международных углеродных рынков, в рамках которых устанавливается плата за выбросы CO2. Крупнейшие фонды выходят из ископаемой энергетики (имеется в виду традиционная энергетика, основанная на сжигании прежде всего нефти и угля. — Прим. Plus-one.ru), новости об отказах инвесторов от сырьевых активов приходят почти каждый день. Недавно Пенсионный фонд США начал новые экологические требования компаниям предъявлять, — рассказывал Олег Плужников, — И еще одно направление — формирование глобальных механизмов регулирования на уровне отраслей, например, в авиации, где вводится система квот на выбросы парниковых газов, ее уже поддержали 90 стран».

Все эти события, по мнению эксперта, вызвали большое беспокойство российских властей, которые до самого недавнего времени относились к климатической повестке равнодушно. Волнение распространилось и на бизнес. Особую тревогу вызвало трансграничное углеродное регулирование (ТУР), которое по разным оценкам может стоить российским компаниям-экспортерам от 6 до €50 млрд. «Как минимизировать эти потери? Это вопрос и к государственным органам, и к нашим компаниям», — сообщил Олег Плужников. Ну а поскольку среди присутствующих в основном были представители бизнеса, то и отвечать на повисший в воздухе вопрос пришлось им. Несмотря на присутствие крупных промышленников, отчитываться о своей приверженности принципам устойчивости первыми начали представители Coca-Cola.

Директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola HBC Ирина Архипова начала с того, что за экологию планеты ответственны не только корпорации и страны, но и каждый из нас. По ее словам, сегодня жители Земли потребляют в 50 раз больше, чем планета в состоянии воспроизвести. Напомним, что в течение последнего столетия этому процессу крайне способствовала сама Coca-Cola, которую многие издания почти каждый год называют самой загрязняющей планету пластиком компанией. Однако компания проанализировала свое воздействие на природу и выяснила: 88% «вредоносной» деятельности корпорации связано с работой холодильного оборудования, производством ингредиентов и упаковки для ее продукции. Оставшиеся 12% приходятся на производство самой продукции и ее логистику.

На основе своих исследований Coca-Cola решила к 2025 году снизить выбросы CO2 на 30%. Для этого компания планирует сделать 50% своего холодильного оборудования энергосберегающим. Также корпорация планирует перевести 50% российских производственных мощностей на использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Coca-Cola запустила международную кампанию «Мир без отходов» — планируется, что к 2025 году вся упаковка будет состоять из перерабатываемых материалов, однако этот показатель достигнут компанией уже сейчас. Второй показатель — изготавливать всю упаковку на 35% из вторсырья (к 2030 году — 50%). В этом направлении корпорации еще предстоит много работы. По словам Ирины Архиповой, самый амбициозный план компании состоит в том, чтобы к 2050 году собирать раздельно и перерабатывать 100% всей упаковки, которую она выпускает на рынок.

Операционный директор En+ Group Вячеслав Соломин сообщил, что его компания давно считает, что «тренд на экологизацию — мировой, а наличие климатической повестки — это конкурентное преимущество бизнеса». Он напомнил, что основным направлением деятельности компании является производство алюминия, а также генерация электроэнергии с помощью гидроэлектростанций, которые на 95% закрывают потребности производства алюминия в энергии. «Углеродный след наших производств очень маленький, это не более 2 тонн CO2 на тонну алюминия, тогда как в среднем по миру это 12 тонн», — подчеркнул Вячеслав Соломин.

En+ намерена участвовать в зарождающейся системе торговли энергетическими «зелеными» сертификатами (RECs), благодаря которой компании смогут монетизировать наличие ВИЭ и продавать энергию другим потребителям для того, чтобы они снижали свой углеродный след. «Мы уже закрыли несколько тестовых сделок, зарегистрировали нашу Красноярскую ГЭС и Абаканскую солнечную станцию в этой системе. Довольно интересная концепция, уже сейчас можно профинансировать строительство зеленых мощностей не за счет экономики России, а за счет компаний глобального масштаба», — уточнил представитель En+.

Управляющий директор по реализации госпрограмм лесопромышленного холдинга Segezha Group Николай Иванов заявил, что часто деятельность его компании воспринимается негативно из-за использования природных ресурсов. С другой стороны, лес является возобновляемым активом при его устойчивом использовании, отметил эксперт. «Устойчивость, работа по международным стандартам обеспечивают правильный баланс между поглощением парниковых газов и их выбросами. У нас как у лесной компании есть шанс показать, что этот баланс может быть позитивным» — заверил Николай Иванов. По его словам, сегодня нефинансовая отчетность стала обязательным фактором для успешного общения с банками и клиентами. Сейчас Segezha Group внедряет политику углеродной нейтральности и огромные усилия прикладывает к лесовосстановлению.

«В этом году мы столкнулись с тем, что наша бумажная продукция из России воспринимается как продукция из неблагополучных стран, где законодательные нормы по части выбросов парниковых газов отстают в сравнении с ЕС», — сообщил представитель Segezha Group. Николай Иванов добавил, что необходимость в срочной экологизации бизнеса — это огромные риски, но и огромные возможности. Он напомнил, что страны АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. — Прим. Plus-one.ru) недавно подписали крупнейшее соглашение о формировании зоны свободной торговли, которое, по его мнению, также ограничит возможности России по экспорту природного сырья. «В Китае уже давно ввели жесткое углеродное регулирование. Может получиться, что мы останемся наедине со своим углеродным скептицизмом», — заявил он.

Директор по коммуникациям PepsiCo Россия Александр Костиков рассказал, что его компания изменила свои принципы в соответствии с целями ЦУР и решила «идти к лидерству, не забывая, какой эффект оказывает на экологию». Предприятие намерено снижать воздействие на природу по всей цепочке поставок и экологизировать свои производства. «К 2020 году мы приняли обязательства перейти на возобновляемую энергию в США, а в России хотим полностью перевести свои операции на ВИЭ в 2021 году», — сообщил представитель PepsiCo.

Также производитель напитков и продуктов намерен вкладываться в модернизацию мощностей своих партнеров из сельскохозяйственного сектора. «Мы являемся крупнейшим переработчиком картофеля в мире (...) Поскольку сектор сельского хозяйства является одним из главных источников выбросов CO2 — мы хотим перевести десятки тысяч наших фермеров на устойчивые практики, инвестировать в их работу и обучать их», — рассказал Александр Костиков.

Смысловую черту под дискуссией подвел Олег Плужников, с выступления которого и начались обсуждения. Он констатировал, что в России несомненно существуют компании, которые рассчитывают свой углеродный след и снижают воздействие на климат, но их пока не очень много. «Мы все время пытаемся догнать остальной мир. Отдельным компаниям можно поставить пять баллов из пяти, в среднем всем можно поставить четверку. А с учетом того регулирования, которое есть в России, несмотря на отсутствие целеполагания и низкоуглеродной стратегии, хорошо, что наши компании вообще делают эту работу», — оценил директор «Национальной организации поддержки проектов поглощения углерода», член межведомственной рабочей группы по климату при Администрации Президента усилия корпораций по исполнению ЦУР.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников