Шеф-редактор Ведомости+1 — о том, что устойчивости нет нигде (но будет)
На днях по cети с успехом пронесся очередной рассказ о том, что жизнь в Америке не сказать, чтобы идеальная, и во многом хуже российской: медицина дорогая, общественный транспорт — фу, в фастфуде воняет. Пишут такие тексты наши люди, уехавшие туда, и пишут в общем-то сущую правду: любой, кто был в США, подтвердит. В России подобная статья гарантированно собирает высокий трафик и ожесточенные комментарии под ней, которые, естественно, также работают на трафик.
Комментаторы распадаются на три группы. Первая группа сосредоточена на «свинцовых мерзостях» российской жизни, и заокеанскому автору не верит, подозревая пропаганду. Вторая — те, кто уехал туда, и для кого признание, что в Америке не все идеально, равносильно констатации, что зря уехали. Америка бесподобна, я сделал правильный выбор, а злопыхают — правильно, лузеры. Наконец, третья, самая большая группа, испытывает гордость по поводу того, что все-таки «догнали и перегнали». Гордиться своей страной — это нормально, хотя, конечно, здесь есть некоторая нечестность. Да, метро в Москве чистое и красивое, а в Нью-Йорке стремное, но причем тут я? Я его строил? Может, я и Гагарина запускал? Тем не менее, приятно.
И не грозит ли такой сценарий нам?
Или с чего мы решили, что в Америке все должно быть идеально? Мысленно перенесемся в поздний СССР. Где на «кухне» под нехитрую закуску и бутылку вина «Медвежья кровь» начинались разговоры о том, как в СССР ужасно, то ли дело там. Как «там» на самом деле, никто толком не знал. За границу не ездили. Тому, что писали советские газеты, не верили. Оттуда приходили хорошие магнитофоны, модная одежда и рок-музыка. Люди, которые так поют, не могут быть несчастны.
Годы прошли, а мифы остались. Я часто слышу отголоски этих мифов в эко-тусовке, от людей, которые Советского Союза не застали. Что там у нас, устойчивость? Вот там устойчивость так устойчивость. Сортировка мусора? Вот там всем сортировкам сортировка! Эко-инициативы бизнеса? Вот там бизнес ого-го, и так далее. При этом многим невдомек, что устойчивость начинается не с сортировки мусора, а с сытых, обеспеченных работой, здоровых граждан. Вот тут и надо сравнивать.
Что ж, начинаем сравнивать: что в России, что в Америке, счастья нет. Несчастны мы, конечно, каждый по-своему: там за рентген шесть тысяч долларов, а у нас в муниципальной поликлинике рентгенолог может запросто не заметить перелома. Там — толпы нищих, а у нас народ вроде с квартирами, и не голодает, а по сути нищий тоже. И если все так устроено, откуда мы возьмем устойчивость, и кто эту устойчивость будет создавать.
Сейчас скажу крамолу. Само собой, надо нагибать промышленников, чтобы они не гадили. Муниципалов, чтобы не сбрасывали мусор где попало. И самим не оставлять мусорного следа, умерить необузданное потребление, вообще, поумнеть как-то. Но не надо думать, что мы строим какую-то мировую устойчивость. Все это иллюзия, пока основная масса народа пребывает в нищете и дикости (вы же в курсе, что многие верят в Плоскую Землю?), подлинной устойчивости нет нигде, и построена она будет нескоро.
Еще более крамольная идея заключается в том, что хорошо знакомые экономистам методы снижения бедности, неравенства, необразованности — и есть построение устойчивости. Можно рассуждать об отказе от экономического роста и использовании ВВП в качестве индикатора успехов или неуспехов.
Может, не такой сферически идеальной, как нам бы хотелось, но оптимальной. Боюсь, пора отказаться от левацкой критики «линейной экономики» и просто дать экономистам и регуляторам делать свою работу.
Трансфер благосостояния в осознанность — фаза все-таки завтрашнего, а то и послезавтрашнего дня, и нет ничего странного, если этот трансфер произойдет вовсе не в США, а в России. Или в Китае. Или в Иране. У России точно есть для этого предпосылки, в первую очередь тот самый советский задел. Абсолютизировать его нельзя (к тому же он стремительно иссякает), но все-таки это база, на которой можно что-то создавать. Но если мы, вместо того, чтобы всматриваться в суть вещей, будем бесконечно пестовать ветхие мифы о «геополитическом соревновании» и проч., создавать новое окажется сложно.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Евгений Арсюхин