«Балтика»: самостоятельная реализация расширенной ответственности производителя

Последние полгода Plus-one.ru участвовал в подготовке гражданского обзора по реализации Россией Целей устойчивого развития. В сотрудничестве с авторами и экспертами доклада мы отобрали лучшие проекты бизнеса, НКО и активистского сообщества, запущенные в нашей стране. Сегодня мы представляем кейс компании «Балтика» по созданию инфраструктуры для раздельного сбора вторсырья в рамках реализации принципа расширенной ответственности производителя.

Вызов

В России ежегодно образуется более 70 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), из них утилизируется 4-7%, половина — путем сжигания. Более 90% ТКО попадает на полигоны или несанкционированные свалки, которых, по данным Росприроднадзора, в 2019 году насчитывалось 27 тыс. Большинство полигонов (не говоря о свалках) не соответствует экологическим требованиям: в 2019 году из 1155 полигонов, включенных в госреестр объектов размещения отходов, им соответствовало только 48,8%. По данным Генпрокуратуры, существующие свалки и полигоны угрожают жизни и здоровью более 17 млн человек.

Более 60% городских отходов — потенциальное вторичное сырье, которое можно переработать и реализовать, а 30% — органические отходы — потенциальные удобрения. Например, переработка стеклобоя в товарную продукцию позволяет снизить затраты на 40-50%. По данным Минпромторга, на свалках и полигонах «ежегодно безвозвратно теряется 9 млн тонн макулатуры, 2 млн тонн полимеров и 0,5 млн тонн стекла». Хотя потенциал отрасли переработки ТКО оценивается в $1,5-2 млрд, в 2016 году вся отрасль управления отходами экспертами Высшей школы экономики оценивалась в $1,4 млрд.

В 2015 году в России стартовала реформа в области обращения с отходами, в основу которой положен принятый в странах Организации экономического сотрудничества и развития принцип расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП) за выпущенные или ввезенные ими товары и упаковку. Компании могут выбирать между самостоятельным достижением нормативов утилизации и экологическим сбором в бюджет. Любой из способов предполагает в том числе финансирование инфраструктуры управления отходами.

К 2024 году, согласно нацпроекту «Экология», перерабатываться должно 60% ТКО. Хотя новая система на основе РОП была запущена с 2016 года, промежуточные результаты реформы свидетельствовали о системном кризисе отрасли, отмечали в СПЧ и Общественной палате: инфраструктура по обращению с отходами не создается ни государством, ни бизнесом. В 2020 году Минприроды сначала объясняло слабую эффективность РОП «системными проблемами регулирования, связанными с неточностью и пробелами понятийного аппарата законодательства», и обещало их исправить, а потом — «децентрализацией полномочий по реализации РОП и отсутствием единого органа (оператора), координирующего работу системы». Ведомство настаивало на передаче этих задач публично-правовой компании «Российский экологический оператор», сделав ее распорядителем бюджетных средств от экосбора. Компании же предлагалось лишить возможности самостоятельно исполнять РОП. С этим не согласны ни в правительстве, ни в бизнесе, и в результате министерство должно разработать подход, который удовлетворит все стороны и создаст условия для «перехода на экономику замкнутого цикла».

Решение

В 2013 году пивоваренная компания «Балтика» (часть Carlsberg Group) запустила программу сбора упаковки для ее переработки «Принеси пользу своему городу». Совместно с компаниями, занятыми в сборе, сортировке и переработке ТКО, «Балтика» устанавливает контейнеры для раздельного сбора ПЭТ, стекла, алюминиевых банок, картона, на сегодняшний день — более чем в 50 городах РФ.

В 2019 году к партнерству присоединились 19 новых предприятий, а контейнерный парк вырос до 10 тыс., 3 тыс. из которых были куплены «Балтикой». Покупкой контейнеров и обеспечением сбыта вторсырья поставщикам упаковки (около 60% собранного алюминия и стеклобоя направляется предприятиям-производителям тары для «Балтики») смягчалась и проблема низкой рентабельности бизнеса по сбору и переработке вторсырья.

Проблемы сложности организации инфраструктуры и высокой стоимости обслуживания стационарных пунктов решались развитием мобильных пунктов, с учетом конъюнктуры региональных рынков и географии предприятий-переработчиков. Например, вторсырье из кафе в центре Санкт-Петербурга забирает экомобиль. Развит сбор на массовых мероприятиях. На территории городского фестиваля «Пир на Волге» в Ярославле «Балтика» установила контейнеры для ПЭТ‑упаковки — за день было собрано и отправлено на переработку более 20 тыс. бутылок.

Часто граждане не готовы были сдавать тару либо были слабо мотивированы. Одним из решений стало экологическое просвещение — организация экологических экскурсий на пивоварни для студентов для популяризации раздельного сбора, развитие образовательных программ в области устойчивого развития на основе кейса компании. В 2019 году экскурсии посетили более 1,5 тыс. студентов. Реализована учебная программа совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом.

Совместный с сетью «ВкусВилл» проект по установке фандоматов для приема ПЭТ и алюминиевых банок и поддержка российского производителя фандоматов — стартапа «Инновационная экологическая платформа» — служит выработке у граждан привычки возвращать тару на переработку. В 2019 году «Балтика» стала первым покупателем фандоматов.

Результаты и рекомендации

Самостоятельное исполнение принципа РОП позволяет «Балтике» перевыполнять официальные нормативы сбора и переработки отходов упаковки и строить планы по увеличению объемов ресайклинга.

Текущие обязательства по РОП и факт сбора упаковки компанией в 2019 году

С 2016 по 2019 годы компания должна была бы выплатить более 492 млн руб. в счет экосбора. Самостоятельным исполнением РОП «Балтика» инвестировала около 60 млн руб. в инфраструктуру раздельного сбора отходов, создав прозрачную цепочку обращения с отходами упаковки — от сбора ПЭТ, алюминия, стекла, картона до их переработки и повторного использования. В 2019 году компания собрала и отправила на переработку примерно 44% объемов всей выпущенной на российский рынок упаковки.

Примерно 60% собранных алюминия и стеклобоя передается производителям упаковки для «Балтики». В поставляемых «Балтике» алюминиевой банке и стеклянной бутылке содержится порядка 30% вторсырья. Поскольку использование вторичного ПЭТ в производстве тары для продуктов питания запрещено законодательно, собранные отходы ПЭТ направляются для производства пленок, стройматериалов, другой упаковки. Пилотный проект с «ВкусВилл» позволяет компании протестировать такой вариант организации сбора, но текущие оценки проекта позволяют признать это лишь инструментом популяризации раздельного сбора.

Следуя программе устойчивого развития и цели сократить экослед пива, к 2022 году «Балтика» намерена обеспечить сбор и переработку минимум 50% объема выпущенных на российский рынок ПЭТ и стеклянной бутылки, алюминиевой банки, картона и поддонов. К 2022 году планируется собрать и переработать 58% объема пластиковых бутылок и пленки в их эквиваленте.

Цель Carlsberg Group — к 2030 году добиться нулевого выброса углерода на пивоварнях и на 30% сократить углеродный след готовой продукции. Упаковка вносит наибольший вклад в формирование экоследа компании: 40% выбросов СО2 по всей цепочке жизненного цикла продукции. Помимо ее ресайклинга, компания ведет работу по внедрению экологичных упаковочных материалов, сокращающих объем использования упаковки, внедрению инноваций и принципов циклической экономики.

Самостоятельное исполнение РОП производителями гарантирует переработку упаковки, снижение эмиссии СО2 и контроль цепочки от сбора до переработки отходов, повышая потенциал поставщиков упаковки для обеспечения рынка сбыта вторсырья. Однако для развития отрасли необходимы инвестиции в инфраструктуру и экопросвещение. Без развития культуры обращения с отходами инфраструктура будет мало востребована.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Автор

Алексей Шаповалов

Иллюстрация и инфографика

Юлия Дорофеева