Среди препятствий — нехватка кадров и жесткие требования к защите персональных данных
Европа имеет все шансы стать мировым лидером на рынке технологий искусственного интеллекта (ИИ). Это может произойти в том числе благодаря стремительной цифровой трансформации, сильной потребительской и исследовательской базе, поддержке со стороны частных и государственных структур. Однако сейчас регион по-прежнему отстает от США и Китая, где базируются такие IT-гиганты, как Microsoft, Apple, Google, Amazon, Baidu, Alibaba и Tencent. Такие данные приводятся в докладе The Global AI Agenda: Europe Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT).
Документ стал частью доклада The Global AI Agenda, который включает в себя результаты опроса 1004 руководителей высшего и среднего звена из Азии, Европы, Латинской и Северной Америки, Ближнего Востока и Африки. Респонденты являются представителями компаний, работающих в таких областях, как информационные технологии и телекоммуникации, потребительские товары и розничная торговля, финансовые услуги, фармацевтика и здравоохранение. Ежегодный доход более половины этих организаций (55%) составляет $1 млрд и более, 32% из них имеют доход от $5 млрд. Для подготовки доклада также проводились интервью с экспертами в области ИИ из компаний Emirates Group, Vodafone, Walmart, Bank of Singapore и другими.
Европейские компании активно интегрируют технологии ИИ в свою деятельность на протяжении последних четырех лет. Если в 2017 году такие решения использовались в 58% крупных компаний, то в 2019 году — более чем в 90%. Большинству организаций (92%), как следует из результатов опроса MIT, удалось вернуть инвестиции в предполагаемом или большем объеме. Более половины респондентов считают, что внедрение технологий ИИ позволяет повысить операционную эффективность и сократить расходы, а также улучшить клиентский опыт. Технологии позитивно влияют на процесс принятия управленческих решений (с этим согласились 42% опрошенных) и управления рисками (41%), помогают быстро выйти на рынок (39%) и повысить выручку (23%).
Наиболее развитой сферой применения ИИ в Европе остается здравоохранение. Технологичные решения интегрируют в свою деятельность крупные фармацевтические компании. В регионе также появляется все больше стартапов, специализирующихся на оказании телемедицинских услуг.
Лидерами по внедрению ИИ в производственные процессы являются Германия, Франция и Великобритания. Об этом свидетельствуют данные исследовательской организации Capgemini Research Institute, входящей в структуру международной консалтинговой компании Capgemini. Так, одно из направлений в области ИИ используют во французской продовольственной компании Danone. Для прогнозирования потребительского спроса там прибегают к машинному обучению. В британском продуктовом онлайн-магазине Ocado алгоритмы ИИ применяются для управления логистическими потоками, борьбы с мошенничеством, а также персонализации рекламы. В целом, как отмечают в Capgemini, искусственный интеллект задействован в работе более половины европейских компаний. Это ощутимо больше, чем в США (28%) и Китае (11%).
В ближайшие три года более трех четвертей участников опроса MIT (76%) намерены использовать «умные» технологии для поддержки и обслуживания клиентов. «Обслуживание клиентов требует больших затрат, — объясняет Ади Чхабра, руководитель отдела инноваций в британской телекоммуникационной компании Vodafone. — Интеграция технологии ИИ в интерактивное голосовое меню (Interactive Voice Response, IVR) избавляет от этих затрат и позволяет быстрее решать проблемы клиентов».
Респонденты планируют автоматизировать процессы в области IT-менеджмента (об этом сообщили 65% опрошенных), продаж и маркетинга (53%), исследований и разработки (42%), финансов (31%), логистики и цепочек поставок (30%). Наиболее активно интеграция технологий будет происходить в сфере управления человеческими ресурсами (Human Resources, HR). В 2022 году их будут применять 44% респондентов по сравнению с 14% в 2019 году. Уже сейчас такие компании, как Netflix, Uber и Booking, используют разработанную в нидерландском стартапе платформу Harver, которая предназначена для подбора кандидатов на определенные должности.
Одним из препятствий для активного использования технологий ИИ является нехватка квалифицированных кадров. Об этой проблеме еще в 2018 году говорили в консалтинговой компании EY. Опрос, проведенный среди 200 представителей европейских компаний, показал, что почти половине из них не хватает специалистов с навыками в области кибербезопасности, ИИ и робототехники. По мнению экспертов из MIT, это удивительно. Ведь именно в Европе находится одна из крупнейших некоммерческих организаций в этой области — Немецкий исследовательский центр по искусственному интеллекту. Кроме того, здесь находятся Оксфордский и Кембриджский университеты, при поддержке которых были созданы такие технологические компании, как DeepMind (разрабатывает алгоритмы для разных областей применения, принадлежит Google), VocalIQ («умные» голосовые помощники, принадлежит Apple) и Swiftkey (виртуальная клавиатура, принадлежит Microsoft). Кроме того, развитие ИИ-технологий активно поддерживают власти Евросоюза. Только в период с 2018 по 2020 год в рамках программы «Горизонт-2020» размер финансирования этого сектора составит €1,5 млрд. Программа реализуется с 2014 года и направлена на развитие научных исследований и технологий.
Еще одна проблема — утечка специалистов. По данным консалтинговой компании McKinsey, 32% разработчиков из Европы переезжают в США. В то же время из США в Европу, преимущественно в Великобританию, на работу отправляются 16% специалистов. Респонденты обозначили и ряд других проблем интеграции ИИ. Среди них: недостаточное количество и плохое качество данных, высокая стоимость, низкий уровень понимания технологии среди руководителей, регуляторные требования и вопросы безопасности, незнание того, как встроить технологию в бизнес-процессы.
При этом 59% опрошенных уверены, что обмен данными между компаниями из смежных областей поспособствует созданию более инновационных продуктов и улучшению работы цепи поставок, 45% считают, что такое взаимодействие повысит качество услуг, а 39% убеждены, что благодаря ему удастся создать новые бизнес-модели. Еще 32% респондентов отметили, что обмен данными позволит предотвращать мошенничество.
В целом европейские респонденты более осторожны при обмене данными, чем их коллеги в других регионах. Около 58% представителей европейских компаний заявили, что они «очень хотят» или «в некоторой степени готовы» делиться данными с третьими сторонами. Это меньше, чем в Латинской Америке (80%), Северной Америке (75%) и Азиатско-Тихоокеанском регионе (64%).
Отчасти это связано с жестким регулированием в сфере защиты персональных данных. С 2018 года в Европе вступил в силу регламент General Data Protection Regulation (GDPR). Этот документ ужесточил ответственность компаний, обрабатывающих данные резидентов и граждан ЕС, независимо от их местонахождения. «То, как Европейский союз и национальные правительства решат проблему открытости и конфиденциальности, будет ключевым фактором в развитии ИИ на континенте в ближайшие годы», — отмечается в докладе.
«Искусственный интеллект — это довольно широкий набор технологий, и в той или иной степени их использует львиная доля российских компаний, — говорит экономист, президент аналитического агентства „БизнесДром“ Арсений Поярков. — Это и роботизированные колл-центры, и чат-боты, которые довольно активно используются банками. Технологии ИИ также активно применяются в исследовательских лабораториях: алгоритмы комбинируют данные и подсказывают, какой именно метод использовать».
Эксперт отмечает, что рынок в стране начал формироваться относительно недавно и начало этого процесса совпало с началом цифровизации. Поэтому в среднем российские компании более активно используют технологии по сравнению с американскими или европейскими. Однако топовые компании — те же Facebook или Google — сильно опережают российские аналогичные компании по интеграции ИИ. «В среднем у российских компаний довольно неплохие показатели, — говорит он. — Практически любой крупный бизнес каким-то образом использует ИИ».
При этом в России, по словам Арсения Пояркова, довольно остро стоит вопрос утечки кадров. «И в США, и в Китае, и в Европе есть рынки высоких технологий. Там есть деньги и спрос на технологии, поэтому люди, которые могут что-то предложить, стремятся туда, где их предложение будет востребовано. В России таких рынков нет, и если вы гениальный ученый, то вам будет достаточно сложно создать свой стартап. Есть всякие псевдофонды, которые работают на непрозрачных условиях. Но это не рынок, и туда пробиваться бессмысленно», — заключает специалист.
Автор
Евгения Чернышёва