Превращение мясоеда в вегана

Мировой рынок мясозаменителей оценивался в 2019 году в $1,6 млрд

Почти три четверти британцев (73 %), употребляющих в пищу мясо, считают веганство этичной практикой, а 70 % уверены, что отказ от мясных продуктов приносит пользу окружающей среде. К таким выводам пришел сотрудник Университета Бата (Великобритания) Кристофер Брайант, который провел опрос среди 1 тыс. взрослых мужчин и женщин. При этом 83 % опрошенных признались, что им было бы неудобно соблюдать веганскую диету, а 77 % опасаются, что отказ от мяса будет доставлять им дискомфорт.

Возможные проблемы со здоровьем и социальная стигма, как выяснилось, не сильно беспокоят опрошенных: 60 % назвали веганство социально приемлемым явлением и более 50 % заявили, что оно полезно для здоровья. Каждый шестой респондент другого опроса был готов сократить потребление мяса в следующем месяце, а 14 % ответили, что спокойно могут жить без продуктов животного происхождения.

О том, что многие мясоеды не отрицают принципы веганства, говорили авторы и более ранних исследований. Совместный опрос американского некоммерческого аналитического центра Sentience Institute и международной исследовательской компании Ipsos Group показал, что 70 % жителей США недовольны тем, как животные эксплуатируются для нужд пищевой промышленности: 69 % назвали промышленное животноводство одной из самых важных социальных проблем в современном мире, а 47 % поддержали введение запрета на убой скота.

Почему веганство для некоторых барьер

Кристофер Брайант отмечает, что барьером для отказа от продуктов животного происхождения выступают цена, вкус и доступность альтернатив. Это мало связано с общим несогласием в отношении фундаментальных идей веганства. «Люди в основном знают, что есть веские причины сократить потребление продуктов животного происхождения, но в большинстве случаев они не готовы идти на личные жертвы», — отмечает ученый.

Британская компания VoucherCodesPro, занимающаяся продажей скидочных купонов на онлайн-покупки, тоже решила выяснить, почему мясоеды не примыкают к рядам веганов или вегетарианцев. Вот что показали результаты: из 2,3 тыс. ответивших 81 % просто нравится вкус мяса, а 58 % жалуются на дороговизну мясных заменителей. Вместе с тем 41 % опрошенных заявили, что их родные не готовы отказаться от мясных продуктов, а 26 % респондентов в принципе не одобряют поведение некоторых вегетарианцев и веганов.

От спроса к предложению

Несмотря на результаты вышеуказанного исследования, все больше британцев избегают продуктов животного происхождения. Только лишь за последние 10 лет число вегетарианцев в Великобритании выросло на 360 %. С ростом спроса увеличивается и ассортимент высококачественных растительных альтернатив — их уже можно найти в супермаркетах, ресторанах и точках быстрого питания.

C 2014 года британская некоммерческая организация Veganuary проводит масштабную одноименную кампанию («Веганварь») и призывает людей отказываться в январе от продуктов животного происхождения. В 2020 году в акции приняли участие 400 тыс. британцев. Это впечатляющие цифры: участников стало на 150 тыс. больше по сравнению с прошлым годом. В целом инициаторы акции довольны, так как они ожидали увидеть не более 350 тыс. человек.

По подсчетам Veganuary, если 350 тыс. людей в течение месяца не будут есть мясо, это позволит сэкономить 2,5 млн л воды, спасти от забоя более 1 млн животных и предотвратить выбросы в атмосферу около 41 тыс. т СO2. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, сектор животноводства является источником 7,1 Гт выбросов парниковых газов в год. Это примерно 14,5 % от всех выбросов антропогенного происхождения. Около 65 % из них приходится на крупный рогатый скот, который интенсивно используется для производства мяса и молока, получения навоза, а также в качестве тягловой силы.

Исследование, проведенное сетью супермаркетов Ubamarket, показало, что благодаря таким акциям, как Veganuary и Sugar Awareness Week (акция по сокращению потребления сахара), 26 % британцев изменили свои покупательские привычки. В 2018 году веганские и вегетарианские продукты в стране покупали почти 19 млн мясоедов (36 % от их общего числа). В среднем они тратили на них £25 ($32) в неделю, за год оставив в магазинах около £1,3 млрд ($1,6 млрд). Жители США в 2018 году купили продукты растительного происхождения на общую сумму $3,3 млрд. И в то время, как в 2014 году только 1 % американцев называли себя веганами, в 2017 году их доля составляла уже 6 %.

Экологичная замена мясу

Согласно отчету международной аналитической компании MarketsandMarkets, в 2019 году мировой рынок мясозаменителей оценивался в $1,6 млрд. Ожидается, что в ближайшие несколько лет он будет расти в среднем на 12 % в год и в 2026 году достигнет $3,5 млрд. По мнению аналитиков, этот рост будет обусловлен в первую очередь растущим спросом на растительные продукты среди миллениалов (люди, родившиеся с 1980 по 2000 год), которые стремятся правильно питаться и обеспокоены благополучием животных и состоянием окружающей среды. Быстрее всего рынок мясозаменителей, как ожидается, будет расти в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Этому будет способствовать в том числе и то, что мясные альтернативы становятся все более доступными и разнообразными.

Многие крупные игроки предоставляют различные заменители мяса по всему миру. Среди ключевых производителей аналитики выделяют Archer Daniels Midland Company (США), DuPont (США), Roquette Frères (Франция), Sotexpro SA (Франция), CRESPEL & DEITERS (Германия), Südzucker AG (Германия), The Emsland Group (Германия), Kerry (Ирландия). Компании базируются в основном в странах Северной Америки и Европы. По мнению экспертов из аналитической компании Mordor Intelligence, менее крупные компании (например, американские Beyond Meat и Impossible Foods) уже поставляют свою продукцию в такие крупные сети быстрого питания, как T.G.I. Friday’s, Carl’s Jr., Red Robin и Burger King.

Автор

Евгения Чернышёва