Стартовый капитал: как мед, варенье и елочные игрушки возрождают уральскую деревню

Cocco Bello выпускает крем-мед, травяные чаи, карамельные елочные игрушки и варенье. Работники фабрики — жители деревни Малый Турыш в Свердловской области. Прибыль от продаж идет на развитие поселка. Уже открыта новая детская площадка и скважина для чистой воды. В деревне строится общественный центр с библиотекой и пространством для мастер-классов. О том, как развивать бизнес в российской глубинке, +1 рассказала создательница Cocco Bello Гузель Санжапова.

Ниша бизнеса: производство натуральных продуктов.

Запуск проекта: июнь 2013 года.

Стартовый капитал: 300 000 рублей из личных средств.

Количество сотрудников на начало проекта: 2. В первый сезон к сбору ягод были привлечены 4 местные жительницы деревни.

Количество сотрудников в настоящее время: 11 постоянных. Летом в сезонных работах было задействовано 230 человек для сбора ягод и трав.

Оборот: в 2017 году — 16,5 млн рублей. Планы на 2018 год — 25 млн рублей, но окончательный итог будет подведен в январе.

Чистая прибыль: в 2017 году — 5 млн рублей. К концу 2018 года планируется достичь 8,5–9 млн руб. Прибыль будет инвестирована в строительство общественного центра.

Планы на год: в 2019 году — создание некоммерческой организации в Малом Турыше. Ее задачи — развитие территорий, реализация образовательных и социальных проектов. Также в планах — открытие общественного центра в деревне. К этому событию будет приурочен фестиваль.

Гузель Санжапова: «У моего отца была пасека в Малом Турыше. На ней производили мед, но продавать его было невозможно: слишком большая конкуренция. Мне хотелось дать пасеке вторую жизнь. Сама я не ем мед, поэтому пришлось искать другие варианты продукции на его основе. Так родилась идея изготавливать крем-мед с добавлением ягод. Собирать их нам помогли четыре бабушки, жительницы Малого Турыша. Первую партию продукции выпустили в 2013 году. Так началась история Cocco Bello.

Для развития производства потребовалось привлечение дополнительных финансовых средств. Я прочитала в интернете про краудфандинговые платформы и решила попробовать. При запуске первой кампании больших ожиданий не было. Мы попросили пользователей поддержать жителей Малого Турыша и отправить деньги на оборудование пасеки. В итоге вместо запрошенных 150 000 рублей собрали почти полмиллиона. Сейчас у нас за спиной 5 успешных краудфандинговых кампаний. Я уверена, что мы и в дальнейшем будем использовать этот инструмент. Он позволяет не только получить финансовые средства, но также рассказать людям о наших ценностях и проблемах, которые решаются благодаря социальному предпринимательству.

1 / 0

У нас есть офис в Москве, где работают три человека. В деревне на производстве постоянно задействованы 11 сотрудников. В Москве мы ведем документацию, выписываем счета и принимаем заказы. А деревня дает продукцию.

Когда мы только начинали, местные жители к нам присматривались и привыкали. Потом они поняли, что мы не стандартные предприниматели и не боремся в первую очередь за деньги. Ключевая цель — социальный эффект в деревне и позитивные изменения в жизни ее жителей. Если раньше нам приходилось самостоятельно приглашать людей на работу, то теперь выстраивается очередь — желающих работать на производстве много.

У нас есть сезонные работники: они собирают травы и ягоды. Есть сотрудники, которые эту продукцию перерабатывают. Среди постоянных работников — производители меда. Есть те, кто занимается планированием закупок и ведет учет расходов. Местные жители трудоустроены официально, в их трудовые книжки вносится соответствующая запись.

В сезон они зарабатывают около 8 тыс. рублей в неделю, то есть 36 тыс. в месяц. В низкий сезон зарплата достигает 13–14 тыс. рублей.

Проект меняет жизнь Малого Турыша. Люди чувствуют себя нужными: у них есть работа. На прибыль мы построили в деревне детскую площадку, общественную зону, скважину чистой питьевой воды и организовали сбор бытовых отходов. Строится общественный центр, где будет библиотека и пространства для мастер-классов.

С администрацией Малого Турыша у нас плотный и плодотворный диалог. Наши инициативы всегда получают зеленый свет. Администрация оказывает нам активную консультационную поддержку.

Покупательская аудитория Cocco Bello — это люди, которые много путешествуют. Поэтому они умеют сравнивать: им важен хороший дизайн и высокое качество продукта. Нашей аудитории не нужно объяснять, из чего складывается себестоимость товара. Среди покупателей в основном люди с детьми, которые работают в больших городах — Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

В преддверии Нового года самыми популярными товарами были съедобные елочные игрушки и леденцы для приготовления глинтвейна.

Иногда поступают заказы от зарубежных покупателей — в том числе из США и даже Австралии. Но отправка, например, в Америку — в 2–3 раза дороже самого заказа. До тех пор, пока тарифы такие высокие, работать на экспорт трудно. Надеюсь, ситуация скоро изменится. В октябре eBay и «Почта России» подписали соглашение об упрощенном оформлении экспортных отправлений. Это должно помочь в развитии международных каналов продаж.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Через пять лет хотелось бы иметь большое производство, которое будет лаконично вписываться в местный ландшафт деревни. В долгосрочной перспективе я планирую тиражировать бизнес-модель Малого Турыша. Надеюсь, что наш опыт пригодится в развитии российской глубинки".

Автор

Татьяна Кондратенко