Когда смелая идея превращается в реальный бизнес, выигрывает и общество в целом. Но инновации требуют риска, который рассматривается многими банками как неприемлемый. +1 представляет обзор альтернативных схем финансирования для устойчивого предпринимательства.
К сегодняшнему дню возникли разнообразные варианты финансирования проектов устойчивого развития: Apple и Starbucks выпускают зеленые облигации для стимулирования проектов в области энергоэффективности, банк Wells Fargo помогает P&G вкладывать средства в циклическую экономику. Но что делать небольшим компаниям, которые делают на рынке первые шаги?
«Значительная и значимая ниша инвестиций социального влияния — местное развитие. Обычно такие программы реализуются посредством финансовых институтов общественного инвестирования (Development Financial Institutions — DFI): банков развития, инвестиционных фондов, кредитных союзов, фондов взаимопомощи, венчурных фондов», — говорит директор агентства «Социальные инвестиции» Сергей Туркин, рассказывая о моделях привлечения средств, популярных в развитых и некоторых развивающихся зарубежных странах.
Термин Program Related Investment (PRI) впервые появился в тексте Налогового Кодекса США в 1969 году, заложившего основу финансовых механизмов некоммерческого сектора и регламентирующего различные аспекты деятельности корпоративных и частных фондов.
Основные принципы PRI: инвестиции должны быть направлены на реализацию деятельности фонда, не должны иметь своей основной целью получение прибыли и использоваться для лоббизма. В конце 90-х пионерами в этой области стали фонд МакАртуров и фонд Форда. Инвестиции PRI растут по 30% в год, их общий объем превышает $300 млн.
PRI могут осуществляться в форме ссуд в основной капитал, кредитов на конкретные программы, гарантийных ссуд (loan guarantee), возобновляемых грантов (recoverable grant) и инвестиций в акции. Норма прибыли рассчитывается по наиболее низкой рыночной ставке и обычно составляет от 1% до 4%. Сфера использования PRI широка: образование, здравоохранение, социальные службы, культура, искусство, экология. Но все же, главный объект PRI — жилищные программы.
Пример кредитной программы, заточенной под зеленый бизнес, приводит портал Greenbiz. В компании Guayaki, которая импортирует из Южной Америки сертифицированные растения матэ, выращенные по принципам органического фермерства, опасались, что продажа или публичное размещение акций может поставить под угрозу ценности компании.
В 2009 году организация RSF Social Finance обеспечила Guayaki средства для дальнейшего роста — сначала из фонда промежуточного финансирования для предприятий с высоким риском, а затем из основного кредитного фонда. В результате 2008 по 2011 год выручка компании выросла с $8 млн до $15 млн.
RSF инвестирует средства по программе Fair Trade Capital в предприятия, работающие в области устойчивого сельского хозяйства, имеющие ответственных поставщиков или продающие продукты питания в соответствии с принципами справедливой торговли. Продажи или оборот большинства партнеров RSF составляют от $1 млн до $15 млн.
«Уникальность программы в том, что эти кредиты являются рискованными. Когда вы выдаете кредит на кофе-кооператив в Мексике, урожай может быть некачественным или вовсе пропасть. Фермеры настолько бедны, что когда главный кормилец заболевает, рушится все хозяйство. Чем дольше срок, на который вы одалживаете кому-то деньги, тем сложнее отслеживать, вернутся ли они». Однако эксперт добавляет, что возобновляемая экономика основана на «доверии и взаимозависимости»
Кейт Данахер, старший директор по кредитованию социальных предприятий в RSF Social Finance
По тому же принципу функционирует кредитная линия «Катализатор», которую предлагает американский New Resource Bank; его возобновляемый кредитный лимит составляет $10 млн, а средства выдаются под залог активов. Сотрудничество с банком помогло компании Namaste Solar, которая занимается малой солнечной энергетикой, открыть офис в бедном районе Денвера и создать там новые рабочие места. Сотрудники также имеют долю в капитале компании.
Еще одним способом привлечения финансов для инновационных предприятий, выполняющих социальные задачи, является краудфандинг, с помощью которого каждый может стать спонсором зеленого проекта.
Такая схема удобна для проектов и изобретений, ориентированных на конечного потребителя. В качестве примера можно привести рюкзаки с фотоэлементами, запасающими солнечную энергию, зарядные устройства, работающие от нее же, насосы для воды или съемки фильмов на экологическую тематику. Такие, как документальная лента Age of Stupid («Век глупцов»), посвященная изменению климата. Самой популярной платформой является Kickstarter, но есть и специализированные платформы для массового финансирования экопроектов. Среди них — британские Abundance Generation и Energy Share.
В России отдельные инициативы также реализуются с помощью краудфандинга. Так, успешными экологическими проектами года на портале Planeta.Ru стали документальный фильм «Бузулукский бор», путеводитель «Экотуризм в России», организация раздельного сбора мусора в учебных заведениях Калуги.
Однако полноценная инфраструктура для финансирования зеленого и социально ответственного бизнеса только начала складываться.
«Взаимная подозрительность граждан, бизнеса и государства здорово мешает делу. Если бизнес вдруг захочет дать НКО беспроцентный (!) кредит в порядке социального инвестирования — ну как тут не заподозрить серые схемы и откаты!»
Сергей Туркин, директор агентства «Социальные инвестиции»
Пионерами в данной области являются Impact Hub — платформа, помогающая социальным предпринимателям развить свою бизнес-идею, получить консультации экспертов и найти частных и институциональных инвесторов; Фонд Citi, организующий для соцпредпринимателей ежегодный конкурс грантов; а также «Норникель», который проводит аналогичный конкурс в регионах своего присутствия.
Автор
Людмила Брус