Председатель правления Ассоциации социального развития в интервью +1 рассказал о том, как в России формируется особый сектор бизнеса — социальные предприниматели
— Что вы можете сказать о социальном предпринимательстве в России? Нужна ли в этой сфере единая координирующая структура?
— Социальное предпринимательство — это неформальное предпринимательство. Его нельзя привести к некоему общему стандарту, и не надо пытаться его «причесать». Естественным образом в стране появился целый класс людей, которые делают потрясающие вещи в самых разных организационных формах. Они движимы сильными человеческими мотивациями, желанием организовать что-то новое или кому-то помочь — детям, многодетным семьям, пожилым людям. У них разные проекты: и большие, и маленькие, много уникальных; с ними надо действовать осторожно. Для социального развития, инновационных проектов нужен диалог между разными секторами. Нужны форумы, площадки для общения. Проект «Один за всех» мне очень нравится как пример правильной трансляции хорошей идеи.
— Хорошо, а интерактивные площадки нужны? Общая интернет-платформа?
— Технологии развиваются, люди больше пользуются мессенджерами, чем сайтами. Безусловно, нужны удобные средства коммуникации, современная информационная система. Мир меняется очень быстро, происходит технологический скачок. Появляются интеллектуальные машины, и некоторые специальности будут исчезать. Люди уйдут в творческие профессии, в предпринимательство. Займутся созданием своих проектов, где доминировать будут гуманистические мотивы.
— Ваша Ассоциация активно взаимодействует с экспертным сообществом и профильными институтами развития по поддержке социального предпринимательства. Каковы ваши задачи?
— Главное — это социальная инфраструктура, ее обновление, и государственно-частное партнерство, которое даст новые источники финансирования. Площадка Ассоциации объединяет лидеров отрасли: экспертов, социальных предпринимателей, представителей органов власти. Уже проделана колоссальная работа, и мы готовы взять на себя формирование повестки. Понятие «социальное предпринимательство» должно войти в закон, тогда регионы смогут легально финансировать этот сектор. Это сделает людей не просто инициативными, а встроит их, в хорошем смысле, в государственную систему.
— Какой должна быть помощь государства социальным предпринимателям?
— Человеку, который реализует социальный проект, нужны дополнительное финансирование или помощь в сбыте продукции. И государство должно помогать так же, как оно помогает предпринимательству в целом. Такой человек организует предприятие для решения социальной задачи города или региона. Здесь важен не только экономический эффект. Подобные проекты создают позитивный климат, положительные эмоции у десятков людей вокруг. Этот климат важен и государству. Кроме того, это история успеха, а в сегодняшнем обществе успех в бизнесе вызывает уважение.
— А как может помочь бизнес?
— Бизнес может помочь не только деньгами, но и обучить, дать технологию. Часто социальное предпринимательство сфокусировано на контенте проекта, и люди не всегда понимают, что такое банковская гарантия, субсидирование, ставки, как этим пользоваться, где найти юристов. Вот тут и может помочь бизнес.
— Что можно сказать про социальную активность в обществе в целом? Стала ли она выше за последние несколько лет?
— Я считаю, что буквально за последние два-три года произошел коренной перелом. Очень многие школьники на вопрос о том, чем они хотят заниматься в будущем, отвечают, что хотят реализовывать социальные проекты. Причем речь идет о тех, у кого нет богатых родителей или серьезной материальной базы. Их это не останавливает. Сотрудники крупных компаний часто уходят в социальное предпринимательство. Тренд на социально значимую деятельность становится доминирующим. Это общемировая тенденция, но в России скачок социальной активности произошел особенно резко.
— Каким вы видите будущее социального предпринимательства в России?
— Мы хотим, чтобы в нашей стране оно стало нормой и вошло в общегосударственную систему, экономику. Пусть в этой сфере работает много квалифицированных и в тоже время одухотворенных людей, которые будут создавать минимум 2% ВВП, а лучше — 5%.