10 фактов о доверии в экономике

На прошедшем недавно Гайдаровском форуме глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан обсуждали тему доверия в экономике. Они отметили, что в период пандемии оно было подорвано не только между людьми, но и между целыми странами. Plus-one.ru решил проиллюстрировать тему примерами того, как доверие влияет на экономику и государства.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) по продвижению новых проектов Светлана Чупшева и председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин (слева направо) на экспертной дискуссии «Экономика доверия» в рамках Гайдаровского форума «Россия и мир после пандемии» в РАНХиГС

1. ВВП стран зависит от доверия людей друг к другу

Это установили сотрудники Высшей школы экономики, используя данные глобального социологического проекта «Всемирный обзор ценностей». Исследовав уровень доверия людей друг к другу и к различным институтам, а также валовый внутренний продукт на душу населения в 91 стране мира, эксперты выяснили: «При повышении уровня доверия на 10 процентных пунктов — при прочих равных — средний уровень ВВП на душу населения оказывается выше на 21%».

2. Потеря доверия замедляет глобальную экономику

Мировой финансовый кризис, начавшийся в Америке в 2007 году, обрушил акции банков, дешевеющая нефть ударила по сырьевым компаниям. В 2008 году стоимость компаний снизилась в среднем на 40%, на основных европейских рынках падение составило свыше 50%, указывает в исследовании академик РАН Виктор Полтерович. Из-за падения цен на недвижимость владельцы жилья в США, по оценке Высшей школы экономики, потеряли почти 5 трлн долларов.

«Падение традиционных финансовых активов перекинулось на другие сектора и страны и поставило под сомнение доверие инвесторов не только к конкретным активам, но к самим принципам, заложенным в основу мировой финансовой системы рынков», — резюмируют эксперты ВШЭ. В итоге акционеры начали выводить средства из ценных бумаг, а темпы роста мирового ВВП с 5% в 2006-2007 годах снизились до 3,7% в 2008-м и 2,2% в 2009-м.

3. Плохой климат и войны ослабляют доверие и экономику

В холодных регионах планеты практически невозможно вести сельское хозяйство. Поэтому молодые люди покидают дома в поисках работы, понимая, что еды может на всех не хватить. В результате ослабевают семейные связи и, соответственно, доверие во всем обществе, которое состоит из множества семей, рассказывает информагентство «Финмаркет» о результатах исследования специалистов Института экономики труда в Германии. И наоборот — чем лучше климат, тем эффективнее сельское хозяйство, которое исторически объединяет людей для коллективного труда.

К повышению недоверия, по очевидным причинам, также приводят войны и конфликты. Об этом говорит, в частности, профессор Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Université Paris 1 Panthéon Sorbonne) Михаил Сологуб. На низкий уровень доверия друг к другу, который во Франции, согласно «Всемирному обзору ценностей», составляет 22%, повлияли Вторая мировая война и немецкая оккупация. Впрочем, Россия тоже перенесла тяготы Второй мировой, а еще — сталинские репрессии, однако наши люди, по данным того же обзора, больше доверяют друг другу, демонстрируя показатель в 29%.

При этом, согласно отчету ООН о развитии человечества по итогам 2019 года, по уровню жизни Франция занимает 26-е место в мире, а Россия — 52-е. Поэтому доверие — лишь один из факторов успешного развития страны.

4. Честность — залог благополучия

Президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов в своей колонке об экономике доверия в Forbes пишет: «Когда-то мой коллега, член правительства, вернувшийся из поездки в Норвегию, поделился своим главным удивлением: „Ты понимаешь, там вообще не врут! Никто и никому“». Здесь следует отметить, что, согласно индексам ООН, Норвегия — почти бессменный лидер по образованности, уровню и продолжительности жизни населения с 2001-го по 2019 годы.

Эксперт призывает быть честными к другим и к самим себе, что поможет решить проблему недоверия в российском обществе, в котором люди не верят друг другу, бизнесу, властям и медиа. Открытыми и ответственными надо быть и предпринимателям, добавляет Андрей Шаронов: лишь немногие компании в России внедряют принципы ESG — так называется подход, при котором бизнес принимает решения с учетом их влияния на окружающую среду, общество и качество корпоративного управления и отражает в отчетах результаты социальной и экологической деятельности.

5. Россияне не верят бизнесу

В 2018 году уровень доверия россиян к бизнесу упал сразу на 7 процентных пунктов по сравнению с 2017-м и составил 34%, свидетельствуют данные глобального опроса Edelman Trust Barometer (исследует доверие людей из 26-27 стран к органам власти, НКО, бизнесу и медиа и проводится среди более чем 33 тыс. респондентов — по 1150 граждан из каждой страны). В 2019-м показатель подрос до 35%, а в 2020-м снова вернулся к 34%. Все эти годы Россия получала последнее место по доверию к бизнесу в этом рейтинге. Для сравнения: первые места в нем традиционно занимают Индонезия, Китай и Саудовская Аравия, где бизнесу доверяют 70-80% населения.

Между тем в феврале 2019-го ВЦИОМ, исследуя отношение россиян к бизнесу, сообщил, что положительно к нему относятся 89% соотечественников, а негативно — лишь 6%. Вот только «в возможность ведения честного бизнеса в нашей стране большинство россиян (62%) по-прежнему не верят», — отмечают социологи.

Согласно данным опросов ВШЭ, значительная часть россиян хочет, чтобы главную роль в экономике играло государство, а не бизнес, — типичная черта постсоветского менталитета. Как отмечают аналитики, эта настороженность может быть связана с недостаточной прозрачностью и низкой социальной ответственностью компаний.

6. Доверие к сотрудникам сокращает затраты и увеличивает доходы

Об экономии средств на 40% и времени на 60% в прошлом году журналу VC.ru заявил управляющий информацией компании «ВкусВилл» Валерий Разгуляев. По его словам, это стало возможным благодаря сокращению транзакционных издержек и созданию климата, в котором работники не боятся сообщать руководству о проблемах. В то же время на профильных сайтах с отзывами бывших сотрудников «ВкусВилла» превалируют жалобы на тяжелые условия труда, плохое отношение руководства и слабую корпоративную культуру.

Внимание к сотрудникам, наличие у них свободы действий, возможности выражения своей позиции и профессионального роста повышают уровень преданности своей компании, отметила в своем докладе профессор кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ Алла Купрейченко. В 1999-м и 2000 годах скандинавская компания Forespring, специализирующаяся на проблемах лояльности сотрудников и клиентов, проводила исследования в четырех отелях Radisson SAS. Сотрудники отвечали на вопросы, оценивая те или иные особенности рабочего климата по пятибалльной шкале. Аналитики выяснили, что если в течение квартала лояльность работников увеличивалась на 1 единицу, то лояльность клиентов повышалась на 1,25. А при росте лояльности клиентов на 1% прибыль в следующем квартале увеличится на 0,885%.

7. Доверие к власти зависит от ее открытости

На Гайдаровском форуме Алексей Кудрин напомнил, что летом 2020-го Счетная палата вместе с АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решений выпустили рейтинг открытости министерств и ведомств. «Треть министерств не отвечают на запросы граждан и две трети — на вопросы журналистов. Хотя есть законы», — отметил главный аудитор страны. По его мнению, общественные советы при госорганах, в том числе правоохранительных, «должны быть более независимыми», а бюджетные процессы — более прозрачными. Это будет способствовать повышению доверия к власти.

8. Недостаток доверия вынуждает много тратить на безопасность

В 2020 году на национальную оборону и правоохранительные органы в России было выделено 5,6 трлн руб., в то время как на социальную политику и здравоохранение — 6 трлн руб. Низкий уровень доверия в обществе «влечет за собой увеличение числа государственных надзорных органов, предписаний и ограничений, числа охранителей и проверяющих разного рода», заключает в колонке на Forbes президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.

9. Избыточный контроль бьет по бизнесу

В ноябре 2020 года власти Санкт-Петербурга вместо точечных мер по ограничению массового скопления людей из-за пандемии коронавируса потребовали закрыть все кафе и рестораны в торговых центрах, все кальянные и почти все фудкорты. Остальным заведениям запретили развлекательные мероприятия и работу по ночам. Как итог — бары и клубы ушли в подполье, чтобы не закрыться окончательно. Когда же ограничения усилили в новогодние праздники, предприниматели оценили дополнительные потери — от 50% до 90% выручки.

10. И все же без государства не обойтись

К такому выводу приходят эксперты ВШЭ, на основе теорий о свободных от контроля экономиках. Ведь люди далеко не совершенны, обманывают друг друга в корыстных целях. Другое дело, что государственные институты тоже не идеальны, и им следует наладить контроль не только за гражданами, но и за самими собой.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Владимир Хейфец