Какие компании считаются климатическими лидерами

Каждый день очередные компании заявляют о намерении внести вклад в борьбу с изменением климата. Насколько серьезна активность, стоящая за этими декларациями, понять непросто. Plus-one.ru рассказывает, какие корпорации могут считаться климатическими лидерами и как борются с глобальным потеплением 250 компаний, которые ответственны за треть мировых выбросов парниковых газов.

Фото: iStock

Согласно исследованиям Signal Climate Analytics, около трети антропогенных выбросов парниковых газов напрямую связаны с 250 крупнейшими компаниями в области энергетики, транспорта, горной добычи, производства потребительских товаров. Эти промышленные гиганты не только производят огромные прямые и косвенные выбросы, но и влияют на отраслевые стандарты, нормативное регулирование и даже на отношение потребителей к проблеме изменения климата.

Если эти компании не предпримут решительных действий для снижения своих выбросов, климатической катастрофы вряд ли удастся избежать. 512 компаний со всего мира уже объединились, взяв на себя научно обоснованные обязательства сокращения парниковой эмиссии (НОО), согласованные с глобальной целью. Однако среди них нет крупнейших «загрязнителей».

Что делают компании, ответственные за треть всех выбросов

Коалиция НОО намеревается создать международный стандарт отчетности, позволяющий оценить прогресс в реализации компаниями научно обоснованных целей. Однако произойдет это не раньше конца 2021 года. До этого времени агентство Reuters и аналитическая компания Signal Climate Analytics, опираясь на данные CDP и открытой отчетности, обязались отслеживать движение 250 крупнейших загрязнителей планеты к НОО. Каждый месяц специалисты анализируют 25 компаний. Они стараются ответить на два вопроса: насколько фирмы прозрачны в раскрытии своих выбросов и достаточно ли быстро они их снижают.

Выборка из проанализированных в январе 25 публичных компаний, ответственных за 10% глобальных выбросов CO2 (см. таблицу), показывает, что большинство предприятий следуют предсказуемым путем. Сначала они пытаются соответствовать государственной климатической политике, потом переходят к систематическому измерению и раскрытию прямых и косвенных выбросов. В итоге компании устанавливают научно обоснованные цели по снижению выбросов. На это уходят годы.

Климатическая политика компаний, на которые приходится основная доля выбросов

Специалисты обнаружили, что большинство исследуемых фирм не публикуют планов по сокращению углеродного следа. Лидерами в раскрытии стратегий декарбонизации стали BP, Royal Dutch Shell, Thyssenkrupp, Vale и VW. Впрочем, эти компании не всегда учитывают косвенные выбросы, которые образуются не в процессе основной деятельности, а в результате использования их продукции. Другие предприятия, в том числе ExxonMobil, «Лукойл» и «Газпром», отстают еще больше, хотя и стараются менять свой бизнес, отмечают авторы исследования.

Под реальной трансформацией эксперты подразумевают систематические изменения основной продукции и производственных процессов, а в некоторых случаях — и бизнес-модели в целях удовлетворения потребностей клиентов с помощью решений, уменьшающих или устраняющих воздействие на климат и окружающую среду. Примером такой трансформации специалисты называют американскую компанию по производству автомобильных двигателей Cummins. Она не только поставила прозрачные цели по сокращению парниковых выбросов (компания — участник коалиции НОО), но и реализовала соответствующую стратегию. Cummins активно инвестирует в новую энергетику — электродвигатели, батареи, производство водорода. За последние три года ее прямые и косвенные выбросы CO2 снизились на 7%, а выручка выросла на 15%. В 2019 году компания сообщила о рекордной прибыли.

Очередные 50 компаний были проанализированы в феврале (компания Marathon Petroleum вошла также в январский отчет) и в марте. В первый месяц весны аналитики добавили в методологию сведения о том, установили ли организации, взявшие на себя научно обоснованные обязательства по сокращению углеродного следа к 2050 году, также цели на ближайшее десятилетие. Установления таких промежуточных целей требуют, например, 73 крупнейших инвестора, входящих в коалицию Net Zero Asset Managers Initiative, которые управляют активами на сумму в $32 трлн (36% всех мировых активов).

Специалисты выяснили, что из мартовской выборки только 11 компаний из 25 взяли на себя научно обоснованные цели, лишь у шести есть промежуточные цели к 2030 году. Это испанская нефтегазовая компания Repsol, производитель стройматериалов HeidelbergCement, немецкая энергетическая компания RWE, два французских коммунальных предприятия — Engie и EDF, а также американская компания по производству потребительских товаров Walmart, которая в последние два года получала отметку «А» в рейтинге CDP. Repsol и RWE также были отмечены группой инвесторов Climate Action 100+, которая оценила эффективность декарбонизации 167 «системно значимых источников выбросов» — предприятия, на которые приходится 80% промышленной парниковой эмиссии, и оказались двумя из шести компаний (остальные — Total, BP, Unilever и WEC Energy Group), которые взяли на себя обязательства согласовывать будущие капитальные инвестиции с долгосрочным сокращением выбросов, соответствующим требованиям CA100+.

«Но дело не только в постановке целей. Чтобы определить, действительно ли компании идут по пути декарбонизации, заинтересованные стороны должны изучать отраслевые промышленные данные, которые обычно не предоставляют поставщики данных ESG (рейтинговые и аналитические агентства. — Прим. Plus-one.ru)», — отмечают авторы исследования. К примеру, автопроизводитель Ford выглядит одним из климатических лидеров в мартовской выборке Reuters и Signal Climate Analytics, так как поставил перед собой научно обоснованную цель. Однако в автоиндустрии ключевой показатель декарбонизации — средние выбросы CO2 на километр. Проанализировав 30 крупнейших автопроизводителей, специалисты Reuters и Signal Climate Analytics выяснили, что показатели Ford вдвое ниже среднего значения в отрасли и худшие среди пяти мировых производителей автомобилей, включая VW, Toyota, GM и Honda.

«Компании Ford, как и инвесторам, которые надеются найти достойных кандидатов для реальных вложений в портфель с нулевыми выбросами, предстоит сложная дорога. Усложненные и нелогичные рейтинги по-прежнему доминируют. А компании продолжают преувеличивать свои достижения и использовать гринвошинг», — заключают исследователи.

Лучшие среди отчитывающихся

Общепризнанным образцом раскрытия компаниями информации о защите климата, лесов и водных ресурсов, а также оценки прогресса в этой области является стандарт неправительственной организации CDP (изначально Climate Disclosure Project). Цель проекта — сделать экологическую отчетность и управление климатическими рисками нормой для бизнеса. С 2002 года CDP, чьи отделения находятся в Великобритании, Германии и США, представляет интересы более 515 институциональных инвесторов, управляющих активами общей стоимостью $106 трлн. В 2020 году организация стимулировала к раскрытию экологической информации 9,6 тыс. крупнейших компаний с совокупной глобальной капитализацией более половины стоимости всех ценных бумаг, обращающихся на рынке. Это на 14% больше, чем в 2019 году.

Каждый год аналитики СDP анкетируют компании и составляют их итоговый рейтинг. Он отражает прогресс фирм на основе полноты раскрытия информации, вовлеченности в цепочку создания стоимости (улучшения продукции на этапах логистики, производства, продажи, маркетинга и послепродажного сервиса), качества корпоративного управления, инициатив по снижению выбросов, осведомленности об экологических рисках и управления ими, а также лучших практик, таких как постановка амбициозных целей по сокращению углеродного следа. Компаниям присваивается рейтинг, где отметки «А» и «А-» означают уровень лидерства (компании применяют лучшие практики), «B» и «B-» — уровень управления (организации принимают скоординированные действия для защиты климата), «C» и «C-» — уровень осведомленности (компании знают о проблеме глобального потепления и степени своего воздействия на климат), «D» и «D-» — уровень раскрытия (насколько они информационно открыты и готовы обсуждать вопросы климата) и «F» — отсутствие информации, необходимой для оценки. Из более чем 9 600 компаний, раскрывающих информацию с помощью климатического опросника CDP, в 2020 году 270 получили рейтинг «A». Годом ранее его присвоили 179 фирмам, в 2018 году — 127.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Антон Чугунов

Инфографика

Константин Чернов