Как стартапу расти в коронакризис

Стартап «Убиратор» забирает вторсырье у бизнеса и вывозит на переработку. И хотя многие клиенты закрылись во время пандемии, в кризис выручка проекта выросла вдвое. Какие идеи и принятые меры обеспечили этот рост?

Никита Никишин, основатель стартапа

Как устроена бизнес-модель

«Убиратор» оказывает услуги бизнесу по избавлению от отходов. Сервис действует по принципу Uber, то есть сводит между собой поставщиков и конечных потребителей, в данном случае  тех, кто производит отходы, перевозчиков и пункты приема.

«Компании получают услугу — пунктуальный вывоз вторичного сырья по справедливой цене, а также документы, подтверждающие правильное обращение с макулатурой и пластиком», — говорит о преимуществах «Убиратора» Никита Никишкин, основатель стартапа.

Сервис не берет денег за вывоз вторсырья, напротив, вознаграждает клиента. Например, за тонну макулатуры заказчик получит 8 000 руб. Прибыль возникает от продажи вторсырья переработчикам.

Кроме вторсырья, «Убиратор» платно вывозит строительный мусор. Контейнер с отходами объемом в восемь кубометров стоит 6 000 руб.

У сервиса есть два заготовительных предприятия, проще говоря, собственные пункты приема: в Москве на Березовой аллее и в Брянске на 2-й Почепской улице. Там принимают картон, книги, журналы, офисную бумагу, ПНД- и ПВД-пленку, ПЭТ-бутылки, пластиковые крышки, ПНД-флаконы и канистры. На каждом пункте работают по несколько человек — бригадир и прессовщики. Накопленное вторсырье с пунктов перепродается большими партиями на перерабатывающие предприятия.

Влияние коронакризиса

Во время пандемии многие клиенты «Убиратора» — магазины, производства, торгово-офисные центры, рынки, административные здания и офисы, образовательные учреждения — вынужденно закрылись. Заказов на вывоз отходов стало меньше. Зато у продуктового ритейла объем отходов вырос, а структура осталась та же — преимущественно картон и пленка.

Стало больше заказов от физических лиц, которые хотят, например, сдать старые книги. Cервис предлагает бесконтактно вывезти вторсырье из квартиры.

Объем собранного компанией вторсырья в кризис непрерывно рос: в марте — 785 т, в апреле — 925 т, в мае — 1050 т.

Рекомендация Роспотребнадзора о приостановке раздельного сбора на время пандемии никак не сказалась на «Убираторе». Она связана с тем, что отходам из синего контейнера во дворе требуется досортировка, в один бак собирается макулатура, пластик, металл и стекло. «Убиратор» же принимает разные типы сырья отдельно, благодаря чему сортировщики не подвергаются опасности заражения коронавирусом, о чем беспокоится ведомство.

Антикризисные меры

Некоторые планы и проекты в связи с пандемией пришлось изменить. Например, отложили установку контейнеров для вторсырья на нескольких крупных площадках — они закрылись. Перенесли на конец августа участие в конференциях «Неделя российского ритейла» и «Росупак», где «Убиратор» должен был поставить контейнеры для раздельного сбора.

В первую очередь создатели сервиса позаботились о безопасности сотрудников производственно-заготовительных предприятий, а также водителей (они в «Убираторе» внештатные). Их снабдили масками и антисептиками.

Предприятие было вынуждено временно сократить фонд оплаты труда и маркетинговые бюджеты. Зарплату на два месяца снизили всем сотрудникам компании на 20-50%. К этой мере все отнеслись с пониманием и остались в команде.

Один из инвесторов предоставил «Убиратору» кредит на пополнение оборотных средств, так как значительная часть покупателей на месяц отсрочила платежи из-за кризиса.

Свой рост в «Убираторе» объясняют смещением фокуса на клиентов, которые продолжили работать и увеличили продажи — это продуктовый ритейл, сервисы доставки, интернет-магазины. Объем вторсырья от них вырос пропорционально росту продаж. Кроме того, подключили мусоросортировочные центры, которые занимаются отходами физических лиц.

Преимущества, которые способствовали росту в кризис:

1

Большинство клиентов «Убиратора» — постоянно действующие организации, которые производят большое количество отходов. Продуктовый ритейл, АЗС, пункты выдачи заказов, аптеки, пиццерии, фастфуд — у многих из них заметно выросли продажи.

2

«Убиратор» сам является постоянно действующей организацией, так как обслуживает компании, снабжающие население товарами первой необходимости.

3

Удаленная работа всегда была привычной для сотрудников «Убиратора». В команде стартапа работают 66 человек из разных городов России — Москвы, Брянска, Екатеринбурга, Ульяновска, Владикавказа, Барнаула, Красноярска, Таганрога, Санкт-Петербурга, Сочи, Уфы. Это сотрудники отделов логистики, продаж, маркетинга, финансов, бухгалтерии, проектного офиса, IT. Офисов всего два — в Долгопрудном и Калуге. Поэтому, в отличие от многих других компаний, «Убиратору» не пришлось перестраиваться на онлайн-режим.

Автор

Наталья Маркова