Plus-one.ru совместно с форумом «Трианонский диалог» и французским агентством Nature представляет спецпроект «Экомост Россия — Франция». В течение года мы опубликуем на двух языках 12 материалов о том, как в обеих странах совершенствуются подходы к защите окружающей среды, климата и биоразнообразия. Франция уменьшается в размерах из-за наступающего моря. Оно угрожает жителям 242 прибрежных городов и поселений. На протяжении 270 км суша сокращается более чем на 50 см в год. Рассказываем, как страна противостоит подъему океана.
Повышение уровня Мирового океана в результате изменения климата оборачивается разрушением берегов и наводнениями. Нельзя сказать, что штормы участились, однако они стали более сильными и разрушительными: волны прорываются через защитные сооружения (дамбы и так далее) и затопляют прибрежные районы, порой в катастрофических масштабах. Вряд ли ситуация улучшится в ближайшие годы: эксперты Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) прогнозируют повышение уровня моря на 50 см к 2050 году и на 80-100 см к концу столетия.
Все это может иметь значительные последствия для Франции. Сейчас в прибрежных населенных пунктах живут 7,8 млн человек, по прогнозам, к 2040 году их станет больше на 4,5 млн. И это только постоянное население. К примеру, в городке Аржель-сюр-Мер на побережье Средиземного моря живут 10 тыс. человек, в сезон отпусков и каникул в июле и августе сюда приезжают 140 тыс. чел.
К каким последствиям приводят морская эрозия и затопления, помогут понять истории жилого комплекса «Сигнал» и городка Ла-Фот-сюр-Мер.
Многоквартирный дом «Сигнал» был построен в Сулак-сюр-Мер (департамент Жиронда на юго-западе Франции) в 1967 году. Тогда этот райский уголок на 78 квартир с видом на Атлантический океан располагался в 150 м от берега. В 2014 году «Сигнал» находился уже в 25 м от линии моря, и вода неумолимо подступала. Здание могло обрушиться: его фундамент был подточен эрозией. Префектура признала дом аварийным и закрыла резиденцию — владельцам пришлось распрощаться со своим райским уголком. Встал вопрос: должно ли государство выплатить им компенсацию?
Судебные разбирательства продолжались семь лет, победу одержали собственники жилья. Внесение специальной поправки в закон позволило владельцам получить денежную компенсацию, на которую они рассчитывали: €7 млн (около €90 тыс. на каждого). Но не все так просто. У одной квартиры может быть семь или восемь совладельцев — по закону, все они имеют право на компенсацию. Здание снесут только тогда, когда все формальности будут улажены, власти собираются закрыть вопрос в первой половине 2022 года. Тогда эти земли вернутся природе.
Еще одна громкая история — трагедия в городе Ла-Фот-сюр-Мер. В ночь с 27 на 28 февраля 2010 года на побережье Атлантического океана обрушился сильнейший ураган «Ксинтия». Погибло 29 человек, в основном пожилые люди и трое детей. Они утонули в результате затопления дамбы, которая должна была защитить дома, расположенные в низине устья реки Лэй. Стихия налетела внезапно, посреди ночи, — одноэтажные здания оказались скрыты под водой. Впоследствии выяснилось, что эти дома были построены в особо опасной зоне: мэр Рене Марратье выдал разрешения на строительство в нарушение действующего законодательства. Главу города приговорили к четырем годам тюрьмы. Хотя апелляционный суд сократил срок наказания до двух лет условно, этот приговор сыграл свою роль: отныне мэры чрезвычайно осторожны в выдаче разрешений на строительство. Многие чиновники поняли, что угроза глобального потепления в прибрежных районах — не просто выдумка экологов.
В 2012 году в стране приняли «Национальную стратегию комплексного управления береговой линией» и первую программу действий, направленные на исследование побережий и содействие реализации местных стратегий по адаптации прибрежных территорий к изменению климата. Они основаны на природоориентированных решениях. Международный союз охраны природы (МСОП) определяет их как «действия по защите, рациональному использованию и восстановлению природных или измененных экосистем, которые эффективно решают значимые проблемы, поддерживая благополучие человека и биоразнообразия». Такие «беспроигрышные» решения приносят экологические, экономические и социальные преимущества.
Вместе с тем с 1975 года во Франции действует Управление по охране прибрежных зон и приозерных полос. В середине 1970-х правительство реализовало амбициозную программу по развитию туризма на средиземноморском побережье Лангедока на юге и атлантическом побережье Аквитании на юго-западе страны. Целью было привлечь поток туристов, которые летом проезжали эти два региона по пути в Испанию, и разгрузить переполненный Лазурный берег. Наряду с возведением морских курортов программа предполагала борьбу... с комарами. Со временем возникло опасение, что вся береговая линия в конечном итоге будет забетонирована, как это уже произошло с испанским побережьем. Созданное Управление по охране прибрежных зон стало скупать земли Лангедока и Аквитании, расположенные вдоль моря, — либо по взаимному соглашению, либо в порядке права преимущественной покупки при продаже участка, в редких случаях — путем экспроприации, когда это оправдано общественными интересами. Далее Управление (то есть государство) передает земли местным органам власти (коммунам, департаментам) или ассоциациям (например, Лиге охраны птиц). Средства на эти сделки поступают из налога на пользование причалом для прогулочных судов. Поэтому каждый раз, когда владелец парусника или яхты пришвартовывается во французском порту, он финансирует защиту береговой линии.
Сегодня Управление приобретает земли для создания охраняемых территорий и возвращения их морю. А еще — внедрения природоориентированных решений. В рамках программы Life, финансируемой Европейским союзом, на 10 пилотных участках тестируется гибкое регулирование береговой линии. Программа позволяет продемонстрировать экологические и экономические выгоды от повышения жизнестойкости прибрежных территорий. Экспериментальные участки (девять в европейской части Франции и один во Французской Гвиане) представляют собой пять различных типов прибрежной среды: низкие песчаные атлантические побережья, низкие атлантические побережья с польдерами (осушенными и возделанными низменными участками — Прим. Plus-one.ru), средиземноморские пересыпи, средиземноморские солончаки и мангровые заросли. На каждом из них местным властям, компаниям и другим заинтересованным лицам предлагается реализовать собственный проект по программе Adapto, учитывающий интересы локального сообщества и защищающий биоразнообразие.
Один из успешных проектов Adapto — создание пересыпи Пти-Траверс на побережье Средиземного моря между популярными курортами Карнон и Ла-Гранд-Мотт. Связывающая их дорога проходила вдоль пляжа, где каждое лето загорали десятки тысяч туристов. Трасса препятствовала движению береговой линии: волны разбивались о «жесткую» преграду и, отступая, уносили песок с пляжа, который буквально таял на глазах. В начале 2000-х Управление по охране прибрежных зон провело исследование побережья, чтобы определить способы борьбы с морской эрозией. Одной из задач было сохранить пляж.
Проект стартовал в 2008-м, основные работы пришлись на 2014 и 2015 годы. Дорогу и туристическую инфраструктуру (раздевалки, зонтики и лежаки) перенесли дальше от береговой линии. На подъезде к пляжу организовали автостоянку на 550 мест. Побережье восстановили и частично озеленили. Береговая линия вновь обрела свободу движения, теперь она защищена ограждениями из вертикальных деревянных кольев: они препятствуют доступу людей, фиксируют песчаные насыпи, позволяют растительности пустить корни и тем самым укрепить берег. От парковки к пляжу ведет дорожка с деревянным настилом, чтобы песок и растительность не вытаптывали. Спустя шесть лет после окончания работ местные жители довольны результатом. А ведь вначале проект вызвал ожесточенное сопротивление: люди не хотели, чтобы у них даже на время отняли дорогу и пляж.
Проекты Adapto призваны служить «витриной» природоориентированных решений. Но предстоит еще немало работы, чтобы убедить власти прекратить застройку и экономическое освоение прибрежных районов, ведь это чревато эрозией и затоплениями. К сожалению, может потребоваться еще не одна трагедия, подобная той, что произошла в Ла-Фот-сюр-Мер, чтобы все осознали необходимость адаптации к климатическим изменениям.
Читайте российскую заметку о климатических рисках для прибрежных территорий.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Жан-Жак Фреско