Несмотря на то, что все больше французов устремляются на природные территории и хотят заниматься экотуризмом, на этот вид отдыха в стране приходится менее 1% всех путешествий. Почему так происходит и как местный туристический рынок изменила пандемия — Plus-one.ru разбирался вместе с форумом «Трианонский диалог» и французским агентством Nature. В течение года в рамках спецпроекта «Экомост Россия — Франция» мы опубликуем на двух языках 12 материалов о том, как в обеих странах совершенствуются подходы к защите окружающей среды, климата и биоразнообразия.
В 2018 году 10 млн туристов побывали хотя бы в одном из 11 национальных парков Франции. Сколько их будет в 2021-м? Эксперты сходятся во мнении, что значительно больше. Переворот в привычках туристов, вызванный пандемией COVID-19, привел к резкому увеличению числа посетителей природных зон — помимо 11 нацпарков, к ним относятся 353 заповедника, или 750 территорий, находящихся в ведении Управления по охране прибрежных зон и приозерных полос. Из-за различных ограничений и рисков для здоровья отдыхающие обошли вниманием города и устремились на природу. В ряде случаев это создало для нее опасность.
Наиболее показательна ситуация с Национальным парком каланков (с французского calanques — «небольшая бухта»; нацпарк расположен вдоль скалистой береговой линии, состоящей из известняковых скал, холмов и островков в департаменте Буш-дю-Рон на юге Франции. — Прим. Plus-one.ru). Он был создан в 2012 году и занимает 85 кв. км суши и 435 кв. км акватории. Его особенность в том, что это первый в ЕС парк, находящийся рядом с городом: туда можно доехать на городском транспорте из Марселя, второго по величине города Франции. Во многом поэтому парк каланков — самый посещаемый в стране. В то же время это самый маленький парк и один из наиболее чувствительных к воздействию человека.
Как только устанавливается хорошая погода, горожане бросаются на штурм этих территорий. В пиковые периоды (весенние выходные, а также в июле и августе) на некоторых пляжах, например Сормиу и Ан-Во, отдыхают до 3 тыс. человек, тогда как для комфортного отдыха их не должно быть больше нескольких сотен. В каланке Сюжитон проблема состоит не только в шуме, что беспокоит посетителей и обитателей бухты, но и в том, что серьезно страдает растительность — ее постоянно вытаптывают, происходит эрозия почвы. 2 тыс. отдыхающих в день угрожают нарушить устойчивость растительного покрова, сосновый лес, который во многом определяет привлекательность этой бухты, не успевает восстанавливаться от нашествия туристов.
В других местах, таких как мыс Кап-Канай, появляется все больше популярных маршрутов для скалолазания, а на Кап-Круазетт в некоторых бухтах активно развивается дайвинг и другие виды отдыха на воде. На скалах — загорают и лазают люди: чем больше людей, тем меньше растительности. При этом горизонт часто скрыт частоколом яхт и лодок. Морская трава посидония, охраняемый вид и естественная среда обитания для многих рыб в Средиземном море, страдает от якорей судов.
Чтобы ограничить приток посетителей, национальный парк выбрал оригинальную стратегию под названием «демаркетинг». На сайте парка в разделе «Купание» размещены фотографии переполненных пляжей и информация, которая отбивает охоту у потенциальных посетителей (но которую, однако, необходимо знать перед посещением каланки): «вода холодная», «место труднодоступное», «чтобы избежать толпы, приезжайте лучше осенью или зимой». Цель, по словам руководства парка, состоит не в том, чтобы оттолкнуть людей, а в том, чтобы сообщить им о реальном положении дел.
Кроме того, парк инвестировал несколько миллионов евро в установку барьеров на въездах, строительство парковок, увеличение количества автобусов, чтобы не допустить въезда автомобилей. После того как машины и лодки были отодвинуты от границ парка, встала другая задача: сосчитать посетителей и, если их слишком много, убедить часть из них повернуть назад. В этом администрация парка полагается на датчики нового поколения, данные с которых в режиме реального времени передаются в специально разработанное приложение. Когда на нем загорается красный сигнал, это означает, что парк переполнен, на экране появляется текст: «Внимание, слишком много людей, каланкам тяжело». Конечно, этого может быть недостаточно для того, чтобы избежать переполненности. Поэтому руководство парка подумывает о создании системы бронирования — она должна появиться в следующем году. Однако пока взимать плату с посетителей, как это делают, например, в американских и российских нацпарках, там не собираются.
Между тем последние два года руководители всех французских природных зон сообщали о проблемах, связанных с избытком посетителей, тем более что пешие экскурсии — не единственное, чем привлекают эти места. Бурное развитие спорта и активного отдыха на природе вредит уязвимым природным объектам. К примеру: появление горных электровелосипедов привлекло сюда толпы людей, которые никогда не рискнули бы отправиться в далекий лес, если бы им пришлось рассчитывать только на мышцы своих ног! А частая езда по лесным тропам приводит к образованию рытвин, нарушению стока воды, угнетению растительности.
Является ли это увлечение природным — или «зеленым» — туризмом, признаком массового разворота французов к экологии и сохранению биоразнообразия? Вовсе нет. Для подавляющего большинства туристов природа сама по себе ценности не имеет: это всего лишь площадка для занятий спортом или просто места, куда можно сбежать из больших городов. Этот «зеленый туризм» является противоположностью экотуризму. Ведь настоящий экотуризм способствует охране окружающей среды и благополучию местного населения. Он основан на трех китах:
охрана природного и культурного наследия;
изучение природы и образование;
вовлечение местного населения.
Устойчивый (иначе говоря, ответственный) туризм предполагает поездки на близкие расстояния, которые призваны уменьшить выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов, а значит, сдержать глобальное потепление, защитить редкие виды растений и животных, продвигать товары и услуги местных производителей.
Цель — проникнуться ощущением слияния с природой, как можно меньше воздействуя на место. Так, походы совершают небольшие группы, которые используют экологичный транспорт, не оставляют за собой мусора, раздельно его собирают и сдают на переработку, бережно относятся к флоре и фауне. В экотуризме образовательная часть является важнейшей. Благодаря более глубокому пониманию природы, общества и культуры, растет уважение к окружающей среде. Одно из прямых следствий экотуризма — создание рабочих мест и доходов для населения. Прямое финансирование проектов по охране окружающей среды помогает организациям, которые занимаются сохранением территорий, а значит, и людям, которые там работают.
Именно с этой целью национальные парки Франции создали маркировку Esprit Parc National («Дух национального парка»). Ее присваивают операторам отрасли, предоставляющим транспортные, гостиничные и образовательные услуги, а также местным производителям, которые действуют в рамках экотуристического подхода. Этому примеру последовало объединение 58 региональных природных парков (которые в строгом смысле слова не являются охраняемыми территориями). Его участники создали знак Valeurs parc naturel régional («Ценности регионального природного парка»). Он присваивается парками всем действующим на их территории профессионалам: отельерам, ремесленникам, сельскохозяйственным производителям и так далее.
Несмотря на все эти инициативы, впереди еще долгий путь. В настоящее время устойчивый туризм составляет лишь 1% туристического рынка Франции, хотя этот сегмент заключает реальную возможность для роста всей отрасли. Так, согласно исследованию 2018 года от американского консалтингового агентства Harris Interactive, семь французов из 10 хотели бы совершить экопутешествие.
Устойчивый туризм выходит за рамки модной тенденции и получает широкое признание. Так, 90% французов заявляют, что внимательно относятся к сохранению окружающей среды во время путешествий, а 39% говорят, что очень бережно обходятся с животным и растительным миром. В самом деле, туристы все чаще выбирают более аутентичные, менее далекие и более ответственные поездки. Коронакризис лишь усилил эту глобальную тенденцию, побудив французов минувшим летом открывать (или заново открывать) свое природное наследие.
Читайте российскую заметку о том, как в нашей стране развивается экотуризм.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Жан-Жак Фреско, агентство Nature